Истерика у ребенка что делать

Истерика у ребенка, что делать?

Когда ребенок закатывает очередную истерику, я теряюсь и не знаю, что мне делать. С одной стороны, я все понимаю: нельзя соглашаться и идти у него на поводу. С другой стороны, мне жалко его и не хочется, чтобы малыш плакал. Когда проходят такие истерики, и как поступать родителям, пока они не пройдут?

Почему большинство родителей так бояться детских истерик? Скорее всего, потому, что они не знают, что делать в случае, если их чадо вдруг ни с того ни с сего перехотело вести себя “правильно” или выполнять необходимые с их, взрослой, точки зрения действия. То есть в «программе» произошел некий сбой, и теперь мама и папа вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Как раз именно в таких случаях родители спешат за помощью к психологу или перелистывают страницы Интернета в поисках советов «бывалых» родителей. Еще бы – ведь теперь от ребенка можно ожидать чего угодно!

Итак, по каким же признакам можно распознать детскую истерику:

– ребенок перестает слышать родителей и кричит или плачет;

– он стоит на своем, несмотря на окрики и запреты родителей;

– на него не действуют привычные способы управления;

– он плачет так долго и так громко, что даже сам забывает, чего хотел.

Закатывая истерику, ребенок понимает, что своим плачем он может добиться от родителя практически чего угодно.

История из жизни

Маленькая Алиса – самая младшая в семье. Есть еще два старших брата, но они совсем взрослые, живут отдельно, и потому все мамино и папино внимание почти безраздельно принадлежит малютке. Алисе 4,5 года, но ее мама считает, что девочка развита не по годам.

– Знаете, у нас, как у родителей опытных, с дочкой не было никаких проблем. Вот только в последние полгода начался какой-то кошмар. Чаще всего мы слышим от Алисы слово «нет», она сопротивляется любым нашим действиям. Хочет, чтобы все было только по ее, Алисиному, желанию. Мы не знаем, как себя вести в такой ситуации. Папа – тот вообще теперь с дочкой гулять боится, потому что она громко кричит, если ее уводишь из песочницы… кричит, если нужно уступить качели другому ребенку… кричит, если папа отказал ей в покупке третьей порции мороженого. Поначалу помогал крик с нашей стороны: повысил голос – и вроде бы что-то изменилось. Потом муж однажды даже шлепнул дочку, но эффект мы получили обратный – она стала еще капризнее, и проще было уступить, чем спорить или настаивать. Муж говорит, что я должна «поставить ребенка на место», но я не совсем понимаю, как это сделать.

Чаще всего сталкиваться с детскими истериками родителям приходится, когда их малыши немного подрастут. В возрасте «после двух» мамам и папам приходится серьезно задуматься о том, что в подходах к ребенку нужно что-то менять.

Что же чувствует ребенок во время истерики и после нее? Во время крика и плача малыш практически не воспринимает того, что происходит вокруг, поэтому не стоит устраивать «воспитательный момент» и пытаться переубедить его «не делать так» и «успокоиться». Если будет необходимо, вы сможете вернуться к этому позже, когда малыш успокоится. После продолжительного плача ребенок, как правило, чувствует себя обессиленным. Ему необходимо время, чтобы прийти в себя. Он неохотно идет на разговор, подолгу всхлипывает, икает и шмыгает носом.

Или другой пример. Магазин игрушек или аллея парка, где продается обожаемая ребенком сладкая вата (попкорн, кока-кола и т. п.). Родитель отказывает ребенку в удовольствии – и получает как раз ту самую классическую истерику с катаниями по земле и брыканиями ногами.

Бывает и иначе. Истерика возникает как бы без видимой причины. Например, если прогулка затянулась и малыш изрядно проголодался. При этом он не просит есть, а начинает капризничать. Или малыш просто устал шагать своими неокрепшими ножками и просится на руки, а мама или папа отказывают ему, объясняя это тем, что он уже слишком тяжелый.

А вот еще одна истерика. Мама разговаривает по телефону, а ее сынишка уже несколько раз пытается «достучаться» до нее, то показывая ей игрушку, то настойчиво требуя порисовать с ним или поиграть. Наконец мама «бросает» ему пару ничего не значащих слов и снова углубляется в разговор с подругой. Проходит совсем немного времени, и малыш закатывает истерику из-за рассыпавшегося куличика из песка. Вот теперь маме все-таки придется отвлечься от приятного разговора и обратить внимание на ребенка. А это значит, что причиной истерики вполне может быть и дефицит внимания.

Итак, наиболее частые причины детских истерик:

– чувство страха и тревоги;

– желание сделать по-своему;

– желание получить то, что хочется, причем именно сейчас;

– стремление добиться родительского внимания любым способом;

– неумение выразить свои чувства иначе;

– сильное эмоциональное перенапряжение.

Как не следует себя вести в случае детской истерики ?

– У родителей возникает чувство дискомфорта, беспокойства и раздражения. Им очень хочется, чтобы ребенок замолчал и стал послушным. Поэтому они стараются поскорее увести его с места событий и повторяют: «Прекрати сейчас же… Перестань, а не то я тебя сейчас…» (дальше все зависит от фантазии родителей).

– Мама или папа могут шлепнуть непокорное чадо, не перестающее реветь.

– Они хватают ребенка за руку и тащат его вон из магазина, поликлиники, парка, цирка, зоопарка и т. д. В результате истерика не только не прекращается, но даже усиливается, а у родителей появляется неуверенность в своих родительских способностях.

– Родители наказывают ребенка, чтобы «такое больше не повторялось».

– Родители используют угрозы «оставить в магазине», «никогда не брать с собой», «никогда не ходить гулять» и т. д.

– Будьте спокойны и уверены в себе. Жизни малыша ничего не угрожает, а это самое главное. И если вы видите, что ребенок требует от вас невозможного, то не бойтесь спокойно и твердо отказать ему.

– Вы видите, что детский плач не прекращается? Еще раз повторите ребенку то, что вы думаете по поводу этой ситуации. Например: «Мы не можем гулять еще полчаса, потому что нам нужно ехать к бабушке. Через пять минут мы должны уйти с детской площадки». А дальше вы действительно должны уйти с площадки вместе с малышом, чтобы он понимал: мама (или папа) держит слово.

Истерика у ребенка, что делать? Детские истерики, причины, как успокоить и прекратить

Истерика у ребенка, что делать? Детские истерики, причины, как успокоить и прекратить

Почему они происходят.

Почти у всех детей в возрасте от 1 до 3 лет случаются истерики. Они уже знают свои потребности и осознают себя как личность. Если им начинают перечить, они приходят в крайне раздраженное состояние. Однако дети обычно не адресуют свои вспышки гнева родителям, так как понимают, что взрослые люди слишком важные и большие. Кроме того, у них еще слабо развиты «бойцовские» инстинкты.

Поэтому, когда в них закипает ярость, они не находят ничего лучшего, как выместить свою злость на самих себе. Они падают на землю, вопят и колотят по полу руками, ногами, а иногда и головой.

Если такие истерики случаются лишь время от времени, то это еще не повод для беспокойства. Ребенку просто надо избавиться от переполняющих его эмоций. Очень часто такие вспышки ярости становятся результатом усталости, голода или ситуаций, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно (сюда же относятся и истерики, случающиеся в магазинах, когда вы отправляетесь вместе с детьми за покупками). Если речь идет именно о таких истериках, то родители могут просто проигнорировать следствие и обратиться непосредственно к первопричине: «Ты устал и проголодался? Сейчас мы пойдем домой, поедим, ляжем спать, и все пройдет».

  • Покраснение центрального процессора вполне нормально
  • Возможно выделение жидкости
  • Размахивание конечностями
  • Используйте слово «нет» при серьезной опасности:

  • ребенок может порезаться
  • ребенок может обжечься
  • ребенка может ударить электрическим током
  • Сосредоточьтесь на положительных эмоциях .
  • «Хочу к маме! Хочу к папе!» — безостановочно рыдал двухлетний сын наших друзей.

    Его оставили с нами на всю ночь, и он был безутешен. Мы старались отвлечь его сказками. Пели ему. Пытались кормить. Обнимали. Носили на руках. Долго и очень убедительно объясняли, что родители ушли на концерт, но утром обязательно вернутся. Все без толку!

    1. Поднимите руку. Она послужит моделью для демонстрации работы мозга.
    2. Прижмите большой палец к ладони. Большой палец — это лимбическая зона, древняя часть мозга, управляющая эмоциями. Функционируя согласованно со стволом головного мозга (ладонь), она подает сигналы телу, определяя в том числе частоту сердечных сокращений и артериальное давление.
    3. Накройте большой палец остальными пальцами. Эти пальцы представляют кору головного мозга — своего рода крышку над лимбической зоной, держащую эмоции под контролем.
    4. Теперь распрямите пальцы, открывая большой.

    Префронтальная кора утратила контроль, поскольку при высокой интенсивности переживаний лимбиче-ская зона активируется так интенсивно, что исчерпывает контролирующую способность коры мозга. Вы больше не можете мыслить разумно, сопереживать или как-то иначе использовать высший мозг. Вам «сорвало крышу».

    Поэтому совершенно бесполезно взывать к разуму человека, охваченного бурными эмоциями, — как мы той ночью пытались урезонить двухлетнего сына наших друзей. И хотя мы с мужем знали об управлении эмоциями, отчаяние заставило нас обо всем забыть: нам тоже «сорвало крышу».

    В этом деле нужна тренировка.

    Итак, вы знаете, что происходит в мозге под воздействием сильных эмоций. Теперь нужно научиться узнавать этот процесс по первым симптомам: я вот-вот сорвусь или я уже себя не контролирую, надо прийти в себя. Вы заметите подобное состояние и в своих детях, скажем когда они закатывают истерику или дерутся.

    «В таком случае нам кажется, что ребенку следует преподать урок, — замечает специалист по обучению родителей Сарина Наткин, — и мы спешим сделать это немедленно».

    Но когда ребенку «сорвало крышу», он не может ничему учиться! Поэтому в условиях эмоционального взрыва гораздо разумнее сделать вот что:

    во-первых, указать на эмоции, проявив участие, обозначить переживаемые ребенком сильные чувства

    и лишь во-вторых заняться решением проблемы, их породившей.

    Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, с помощью ладони и пальцев объясните ему, что происходит с мозгом под действием сильных эмоций, и, возможно, он сам начнет сообщать вам, когда ему (а может, и вам) нужно остыть.

    Исследования показывают, что, давая словесные обозначения сильным эмоциям, мы успокаиваемся. «Назовите — и приручите», — советует профессор психиатрии Дэн Зигель.

    Пытаясь утешить и отвлечь двухлетнего ребенка, требующего маму и папу, мы с мужем перепробовали буквально все. Но коль скоро нашей целью было успокоить его, следовало прямо заговорить об эмоциях, которые его обуревали, — разумеется, заговорить с участием.

    «Да, малыш, ты хочешь к маме и папе, и тебе сейчас ужасно грустно. Понимаю, без них тебе очень плохо». Мы могли бы показать ему фотографии родителей на стене и помочь ему представить их возвращение. «Я уверена, что они крепко-крепко тебя обнимут. Вот здорово будет!»

    В следующий раз, когда мы остались с ним, он снова расплакался, заскучав по маме и папе. И тогда я просто взяла его на руки и стала укачивать и похлопывать по спине. Сам он не говорил о том, что чувствует, но слышал, как об этом ласково говорю с ним я. Не прошло и 10 минут, как он успокоился и заснул у меня на руках.

    Если вы называете эмоции ребенка и разговариваете о них, он постепенно научится делать это сам.

    Дети, умеющие рассказать о своих чувствах, способны размышлять о них, обсуждать их, искать способы справиться с ними, понимать чувства других людей и сопереживать. Они лучше переносят огорчения и меньше конфликтуют, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Они крепче здоровьем, менее одиноки и импульсивны и лучше сосредоточиваются. Кроме того, они лучше учатся.

    Чтобы уметь разговаривать об эмоциях своего ребенка, нужно совсем немногое.

    Научитесь осознавать чувства — собственные и других людей. Выработайте привычку в течение дня отслеживать и называть собственные эмоции: «Я злюсь», «А вот и разочарование». Описывайте чувства как результат наблюдений («Я вижу, что впала в уныние»), а не как черты характера («Я унылый человек») — это позволяет несколько дистанцироваться от них.

    Помните, что все чувства имеют право на существование. Конечно, можно в ответ на слезные требования двухлетнего малыша, желающего увидеть маму и папу, сказать: «Ты вернешься домой, когда приедут твои родители, а пока успокойся и играй», или «Мужчины не плачут», или даже «Твоих родителей здесь нет! Прекращай орать». Но все эти отклики отвергают право ребенка чувствовать то, что он сейчас чувствует.

    Пренебрежительное отношение к чувствам других коренится в нашем воспитании. Но мы можем постараться не учить этому своих детей. Одно исследование за другим доказывают, как важно принимать эмоции и считаться с ними, какими бы неприятными они ни были.

    По мнению некоторых ученых, эмоции — это фактически способ мозга маркировать событие как «очень важное». Эмоции просто есть. И, как вы знаете, сколько их ни подавляй, сколько ни осуждай, как ни старайся, никуда они не денутся.

    Так почему бы не принять их?

    • Читайте книжки, герои которых сталкиваются с проявлениями эмоций. Разговаривайте о моментах, когда ребенок чувствовал себя так же.
    • Собирайте картинки, изображающие различные эмоции (ваши фотографии, иллюстрации, вырезанные из журналов, комплекты открыток). Когда ребенок ведет себя очень эмоционально, показывайте картинку: «Вот огорченный малыш. Он плачет. Ты тоже огорченный малыш?»
    • Помогите ребенку проиграть травмирующее событие с помощью плюшевых зверей.
    • Подыщите дошкольное учреждение или школу, где учат управлять эмоциями.
    • Вместе с детьми школьного возраста сделайте «градусник эмоций» с делениями: «спокойствие», «счастье», «разочарование», «гнев». Объясните, что эмоции нередко развиваются по нарастающей. Время от времени спрашивайте ребенка, что показывает его эмоциональный термометр, — это приучит его самостоятельно отслеживать свой эмоциональный градус.
    • Проводите «телесный мониторинг»: «Ты ссутулилась и сжала руки в кулаки. Похоже, ты рассержена».

    Дети могут убиваться из-за сущих, на наш взрослый взгляд, пустяков. Но заявить «Да брось ты!» — значит выразить пренебрежение, а от этого становится только горше. Сами бы вы не хотели услышать такое в приступе гнева! Признайте сильную эмоцию — одно это обычно успокаивает ребенка достаточно, чтобы вы могли высказаться:

    «Ты сердишься, потому что терпеть не можешь ходить в носках. Ты не желаешь надевать их! Но на улице холодно, и без носков пойти нельзя. Но, может быть, ты поможешь надеть их тебе?»

    «Ты расстроилась? Да, я знаю, как обидно, когда очень хочешь чего-нибудь и не можешь получить. Давай возьмем эти ягоды с собой. Когда придет время перекусить, ты сможешь съесть их».

    Если ребенок злится, когда вы говорите о его эмоциях, прежде всего обрисуйте факты и вместе поищите выход из ситуации. После этого укажите на эмоции: «Ты хочешь надеть зеленую футболку, но она грязная. Какие три действия мы могли бы предпринять, чтобы решить эту проблему. Ты был здорово разочарован».

    Почему важно заняться этим, пока ребенок еще мал? Потому что умение отдавать себе отчет в собственных переживаниях нарабатывается не быстро. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок это умел, когда вступит во взрослую жизнь, где очень многое зависит от этого навыка? Он должен быть готов к первым разочарованиям и отторжению окружающих, к одиночеству, к стрессам из-за учебы, к психологическим нагрузкам на работе и в собственной семье.

    Очень неприятно, когда ребенок устраивает такие истерики в людных местах. В этом случае просто возьмите его на руки, улыбнитесь (если вы, конечно, в состоянии) и отнесите его куда-нибудь в более тихое место, где вы оба сможете успокоиться.

    Если у ребенка истерики повторяются слишком часто, это может свидетельствовать о его врожденных свойствах темперамента. Например, он может оказаться очень чувствительным к перемене температуры или изменению уровня шума или просто к прикосновению одежды к коже. Такой ребенок может устраивать истерику каждый раз, когда родители надевают на него носки, если вдруг перекосился шов. Другой ребенок просто обладает врожденным упрямством. Если он занят чем-то интересным, его невозможно чем-то отвлечь или увести. Утешайте себя тем, что ваш ребенок может впоследствии добиться значительных успехов в школе, где зачастую требуется большое упорство. Но в раннем возрасте такая черта характера может гарантировать вам пару истерик в день.

    Еще одно свойство темперамента, которое проявляется в частых истериках, это чрезмерная экспрессивность. Дети, обладающие таким качеством, — истинные артисты. Если они радуются, то буквально светятся от счастья, если переживают, то на их лице печать отчаяния. Еще один тип, склонный к истерикам, — это дети, которые очень остро реагируют на новых людей и незнакомые обстоятельства. Им, как правило, требуется несколько минут, чтобы почувствовать себя в своей тарелке. Если попытаться присоединить такого ребенка к группе детей, пока он еще не готов к этому, это может вызвать истерику.

    Если у вашего ребенка часто случаются подобные истерики, задайте себе следующие вопросы: Часто ли он имеет возможность свободно пойти погулять? Есть ли у него возможность проявить свою физическую силу и ловкость? Достаточно ли у него игрушек и других предметов, с которыми он может играть дома? Спорите ли вы с ним по поводу того, что он должен, скажем, надеть свитер, или просто одеваете его безо всяких комментариев? Если вы знаете, что ему пора в туалет, спрашиваете ли вы о его желании, или просто ведете его туда? Если вам приходится прервать его игру, потому что уже пора идти спать, даете ли вы ему минутку-другую для окончания игры? Обращаете ли вы его внимание на что-то интересное, чем вы занимаетесь? Когда вы видите надвигающуюся истерику, вы просто ждете, когда она начнется, или пытаетесь чем-то отвлечь ребенка?

    Некоторые дети быстро понимают, что истерика — это лучший способ добиться желаемого результата. Отличить такие «искусственные» истерики от вспышек эмоций, вызванных разочарованием, голодом, усталостью или страхом, не так-то просто. Один из признаков заключается в том, что мнимая истерика заканчивается сразу же, как только ребенок получает требуемое. Еще один признак проявляется в том, что ребенок подбирается к истерике постепенно, начиная с требовательного нытья. Ответом на подобные проявления должна быть непреклонная твердость родителей. Если вы говорите: «Сегодня больше никаких пряников не получишь», то так оно и должно быть, невзирая на любые истерики.

    Чтобы эта стратегия оказалась действенной, ее нужно тщательно подготавливать. Если вы совершенно уверены, что ребенка нельзя кормить сладостями перед обедом, то это правило должно неукоснительно соблюдаться при любых обстоятельствах. Если вы в этом не вполне уверены, то лучше пойти ребенку на уступки, пока не разразилась истерика. Ведь если вы согласитесь с его требованиями после истерики, он сразу поймет, что его тактика срабатывает!

    Очень многие родители замечают, что их дети устраивают истерики по поводу конфет, но почти никогда не выражают бурных эмоций, когда их усаживают в автокресло. Почему? Потому что родители абсолютно уверены в необходимости этого, и дети даже не пытаются оспаривать это незыблемое правило.

    Истерики совершенно нормальны для двухлетних детей, и они случаются почти с каждым. К 4—5 годам они происходят значительно реже, возможно, 1—2 раза в неделю. Встречаются, однако, дети, которые и в 5 лет продолжают устраивать частые (по 3 раза в день и более) или продолжительные истерики (длящиеся более 15 минут). Зачастую их причиной становятся упомянутые выше особенности темперамента или неумение родителей проявить твердость характера. Однако иногда постоянные истерики служат признаком более серьезных проблем.

    Частой причиной такого явления становится замедленное речевое развитие. Такие дети постоянно приходят в отчаяние, потому что не могут выразить словами свои потребности и желания. Они чувствуют свое одиночество и оторванность от других детей и взрослых. Поскольку свои расстроенные чувства они тоже не могут выразить словами, то им остается только демонстрировать их.

    Когда дети подрастают, они учатся успокаивать себя, мысленно обращаясь к себе с соответствующими словами. Возможно, вы и сами можете припомнить случаи, когда вслух или про себя говорили себе: «Спокойно». Ребенок, страдающий замедленным речевым развитием, не может воспользоваться этим мощным успокоительным средством, поэтому его эмоции выражаются в истериках.

    Другой причиной частых истерик у детей старшего возраста оказываются замедленное психическое развитие, аутизм и трудности в усвоении учебного материала. Если ребенок продолжительное время серьезно болеет, родители стараются не устанавливать для него особых ограничений в поведении. Результатом могут опять-таки стать истерики. Если у вас возникают подобные проблемы и обычные меры воспитания не помогают, следует обратиться к опытным специалистам.

    Ребенок начинает познавать мир и порой может испытывать фрустрацию при попытке получить то, что ему хочется. Зачастую это выражается в форме истерик/приступов гнева и раздражения.

    Источники:
    Истерика у ребенка, что делать?
    Что же чувствует ребенок во время истерики и после нее? Во время крика и плача малыш практически не воспринимает того, что происходит вокруг
    http://5psy.ru/roditeli-i-deti/isterika-u-rebenka-chto-delat.html
    Истерика у ребенка, что делать? Детские истерики, причины, как успокоить и прекратить
    Истерика у ребенка, что делать? Детские истерики, причины, как успокоить и прекратить
    http://www.sweli.ru/deti/ot-3-do-7/isterika-u-rebenka-chto-delat-detskie-isteriki-prichiny-kak-uspokoit-i-prekratit.html