Характеристика лидера

Виды малых групп

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Рис.1. Классификация малых групп

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 69). Условные, или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название — официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтнымии нереферентными. Референтная — это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).

Основные характеристики общения лидера

Коммуникативные процессы позволяют людям взаимодействовать. Для того чтобы взаимодействующие между собой люди стали группой и начали продвигаться к общей цели, необходимо перейти от простой коммуникации к общению. Именно общение служит основным инструментом лидера, используя который, он может эффективно влиять на последователей.

Характер общения лидера с членами группы задается:

• размером группы (в большой группе лидер скорее будет использовать механизмы внушения и заражения, а в малой — убеждения и подражания);

• се основными целями (в группе, ориентированной на отношения, лидер будет выбирать иные формы и средства общения, чем в группе, ориентированной на задачу);

• личностными и социально-демографическими особенностями членов группы (молодежная группа; группа, включающая только мужчин или только женщин; группа, состоящая из бывших военнослужащих; и т.п.);

• личностными особенностями самого лидера (направленность общения зависит во многом от особенностей мировоззрения лидера, а уровень экспрессивности — от его темперамента).

Особенности общения организационного лидера хорошо видны при сравнении характеристик его общения и общения руководителя (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Основные различия в общении организационного лидера и руководителя

Сплочение членов группы для продвижения к общегрупповым целям

Координация, контроль и оценка деятельности членов группы для достижения общегрупповой цели

Взаимный статус партнеров по общепит

Соотнесенное (общение людей, имеющих одинаковый статус, — разговор "на равных")

Соподчиненное (общение людей, имеющих разный статус)

Социально-ориентированное (регламентация содержания и средств общения, взаимодействие на уровне социальных ролей)

Основное содержание сообщений

Концепция будущего развития группы

Факты, статистика, решения

Субъекты контроля над ситуацией общения

Все участники общения

Место в коммуникативной сети

Преимущественно децентрализованное (позволяющее создавать атмосферу доверия в группе)

Преимущественно центральное (позволяющее контролировать выполнение заданий)

Функциональные виды общения, которые являются преобладающими

Приказ, совещание, отчет, переговоры

Преимущественная форма воздействия на собеседника

Направленность на взаимопонимание с партнером по общению

Высокая — вне зависимости от ситуации

На эффективность общения лидера с членами группы влияет уровень его коммуникативной компетентности, которую составляют:

1) сформированные вербальные (слушания, речи, чтения и письма) и невербальные (мимики, жестов, поз, интонаций и т.п.) навыки, которые обеспечивают передачу — принятие информации, личностное воздействие и достижение одинакового восприятия коммуникативной ситуации;

2) развитые социально-перцептивные умения (умения понимать чувства и мысли собеседника; ориентироваться в ситуации общения, т.е. в его психосоциальном контексте; формировать адекватный образ другого, прочитывать за внешними проявлениями психологические свойства личности и особенности ее поведения через механизмы эмпатии и идентификации; эмоционально регулировать процесс взаимопонимания);

3) развитые интерактивные способности (способности вырабатывать стратегию и тактику взаимодействия, правильно его организовывать, согласуй планы действий участников общения в соответствии с общегрупповой целью; выбирать оптимальную модель поведения с учетом ситуации и индивидуальных особенностей и свойств других субъектов общения).

В то же время коммуникативная компетентность лидера может быть рассмотрена через категорию "опыт". В свою очередь опыт лидера в сфере общения измеряется:

• степенью достижения поставленной цели;

• стимулированием последователей к совершенствованию тех или иных действий;

• установлением оптимальных отношений;

• оказанием влияния с целью изменения поведения, намерений;

• выбором оптимального пути и средств достижения этих целей;

• обеспечением комфорта в каждой конкретной ситуации;

• снятием издержек в виде конфликтов, подавления других, ритуализации общения.

Коммуникативная компетентность лидера, таким образом, включает:

• знание законов общения;

• умения и навыки реализации этих знаний в конкретной ситуации;

• способность к самореализации, самоконтролю, самопреодолению в общении.

Успех лидера в общении обеспечивается сформированностью у него способностей и умений:

• объективно оценивать себя и других;

• объективно оценивать вещи, события, факты, видеть их такими, какие они есть;

• учитывать и принимать культурные, социальные и личностные различия участников общения при построении стратегии и тактики взаимодействия с ними;

• учитывать эмоционально-психологические влияния среды, ближайшего окружения;

• слушать и слышать другого;

• быть открытым в общении, обмениваться с партнерами по общению фактами своей жизни, своими мыслями и чувствами;

• осуществлять адекватную обратную связь в процессе общения, адекватно реагировать на действия и поступки других участников общения и на ситуацию общения в целом;

• защищать свои права в ходе взаимодействия, в то же время уважая права других (ограждать себя от агрессии со стороны других и самому не проявлять агрессивно по отношению к другим);

• формировать взаимную аттракцию между собой и членами группы, положительное эмоциональное отношение друг к другу, вне зависимости от уровня конфликтности конкретной ситуации общения.

Характеристика лидера

Last update 03:10:37 AM GMT

При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, в последние годы многие ученые пришли к выводу, что лидеры действительно отличаются от других людей в нескольких важных отношениях [42, с.428].

Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения [1, с.31]. Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации [24, с.16]. В отличие от собственно управления, этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения “начальник – подчиненный”, свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями “лидер – последователь”.

Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления, Чередниченко И.П. с соавторами [47, с.262] перечисляет наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности: 1) личностные черты лидера; 2) представления лидера о себе самом; 3) потребности и мотивы, влияющие на поведение; 4) система важнейших убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) стиль межличностных отношений; 7) устойчивость к стрессу.

2. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

3. Лидер, как и каждый человек, имеет большой набор потребностей, каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

4. Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из-за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих-то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.

5. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется: а) подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; б) характеристиками мышления — здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности; г) предпочтением определенной величины риска; д) когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.

7. Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.

Бэрон Р.С., с соавторами [42, с.429], рассматривая проблему ключевых черт лидеров, пишут, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость – желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; самоуверенность; креативность; мотивация лидерства – желание руководить и иметь власть над другими людьми (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики лидеров по Бэрону Р.С. с соавт. [42, 430]

Характеристика лидера

Вы твердо смотрите за линию горизонта, даже если вам приходится отступать.

Искусство осуществления перемен

Вы регулируете скорость, направление и ритм перемен в организации таким образом, чтобы ее рост и эволюция соответствовали ходу внешних событий.

Способность к построению организаций

Вы – создатель организаций, и ваше наследие – это фирма, способная добиться успеха в реализации видения желаемого будущего.

Способность к опережающему обучению

Вы учитесь всю жизнь и преданы делу обучения персонала.

Вы демонстрируете способность претворять задуманное в жизнь.

Совершенное понимание взаимозависимости

Вы побуждаете других принимать и разделять идеи друг друга, доверять друг другу, доброжелательно и часто общаться, искать такие решения проблем, которые требуют сотрудничества.

Высокая честность и цельность характера

Вы справедливы, честны, терпимы, надежны, заботливы, открыты, лояльны и преданы лучшим традициям прошлого.

Далее в таблице 3 приводится перечень характеристик лидера, разработанный Джеймсом О’Тулом, директором Института изучения проблем руководства при Южнокалифорнийском университете.

Таблица 3. Характеристики лидеров, ориентированных на ценности, по О’Тулу

Вы никогда не теряете из виду ваши цели и никогда не идете на компромисс со своими принципами. Вы одновременно принципиальный и прагматичный человек.

Вы отражаете ценности и устремления своих подчиненных. Для вас лидерство – это не привилегия, а ответственность. Вы служите другим.

Вы прислушиваетесь к людям, которым служите, но не являетесь рабом общественного мнения. Вы поощряете нонконформизм среди своих советников, испытываете идеи, исследуете вопросы всесторонне и даете людям возможность высказать все свои мнения.

Уважение к подчиненным

Если вы обладаете этим качеством, то вы – лидер среди лидеров. Вы прагматик, но верите в то, что говорите и делаете.

Затем я перечислю семь привычек, которые, по наблюдениям Стивена Кови, свойственны преуспевающим людям, и восемь характеристик, присущих лидерам, ориентированным на принципы (см. табл. 4 и 5).

Таблица 4. Семь выявленных Стивеном Кови привычек преуспевающих людей

Привычка к активности

Вы принимаете на себя ответственность за собственное поведение. Вы не оправдываете свое поведение обстоятельствами, условиями или прошлым и сами определяете свою реакцию на любую ситуацию и любого человека.

Привычка начинать дело, не теряя из виду его завершение

Вы способны увидеть то будущее, которого хотите достичь. У вас есть ясное видение того, куда вы собираетесь двигаться и что хотите совершить. Вы живете своей жизнью в соответствии с некоторыми твердыми убеждениями, принципами или фундаментальными истинами.

Привычка решать сначала важные вопросы

Вы ведете упорядоченную, дисциплинированную жизнь. Вы сосредоточиваетесь на крайне важных, хотя и необязательно срочных делах, таких как “выстраивание отношений, написание заявления о личных сверхзадачах, долгосрочное планирование, упражнение, подготовка, – т.е. на тех, которые надо сделать, но до выполнения которых редко доходят руки, поскольку эти дела не являются неотложными” Вы игнорируете вопросы, которые кажутся срочными, но не являются столь важными.

Привычка мыслить по принципу “мой выигрыш – ваш выигрыш”

Ваше мышление строится на посылке изобилия. Вы уверены в том, что мир изобилует возможностями для каждого. Вы не считаете, что успех одного требует провала другого. Вы ищете синергетические решения проблем и стремитесь найти варианты, выгодные для всех сторон.

Привычка стремиться сначала к пониманию, а затем к тому, чтобы быть понятым

Вы слушаете другого человека, стремясь к полному, глубокому, эмоциональному и интеллектуальному его пониманию. Сначала вы ставите диагнозы и только потом определяете свои действия.

Привычка стремиться к синегргетике

Вы – творческая личность, первопроходец и следопыт. Вы уверены в том, что целое больше суммы его частей. Вы цените различия людей и пытаетесь созидать на основе этих различий. Сталкиваясь с двумя противоположными предложениями, вы стараетесь найти третье, более творческое решение.

Привычка оттачивать свои способности

Вы стремитесь к непрерывному совершенствованию, к постоянным инновациям, к большей утонченности. Вы всегда хотите учиться

Таблица 5. Семь выявленных Стивеном Кови отличительных характеристик лидеров, ориентированных на принципы

Вы стремитесь к обучению, ходите на курсы, прислушиваетесь, задаете вопросы.

Ориентация на служение

Вы считаете жизнь “миссией, а не карьерой”.

Излучение положительной энергии

Вы жизнерадостны, приятны в общении, счастливы, оптимистичны, положительны, сдержанны, склонны к восторженности, обнадеживаете людей и верите в них.

Вера в других людей

Ваша реакция на негативное поведение других людей не чрезмерна, вы не затаиваете злобу на других, не вешаете на них ярлыки, не подгоняете их под стереотипы и не судите о людях предвзято, а принимаете во внимание их поступки.

Уравновешенный образ жизни

Вы уравновешенны, сдержанны, умеренны, мудры, здраво мыслите, просты, непосредственны, вами нельзя манипулировать, вы физически и социально активны, хорошо образованны.

Вы не фанатик, не мученик и не жертва пагубных привычек.

Вы не поглощены думами о прошлом. Вы принимаете похвалы и порицания адекватно и по-настоящему радуетесь успехам других.

Восприятие жизни как приключения

Вы – смелый, хладнокровный, обладающий абсолютной гибкостью исследователь, который наслаждается жизнью.

Стремление к синергетике

Вы – эффективный, “умный” катализатор изменений.

Занятия физическими, интеллектуальными, эмоциональными и духовными упражнениями ради самообновления.

Вы занимаетесь аэробикой. Вы любите читать, писать и находить нестандартные решения проблем. Вы эмоциональны, но терпеливы, слушаете других с благожелательным вниманием и демонстрируете безусловную любовь. Вы молитесь, медитируете, поститесь и читаете Священное Писание.

Макс Де Пре излагает свои взгляды на качества, необходимые лидерам. Как удалившийся на пенсию руководящий работник высшего ранга, трудившийся в компании Herman Miller, Inc., Макс Де Пре дополняет мнения экспертов реальным опытом, описывая свойства, присущие руководителям (см. табл. 6).

Таблица 6. Качества лидеров по Максу Де Пре

Вы демонстрируете цельность характера своим поведением.

Потребность считаться с другими

Вы верите в способности других. Вы позволяете людям, которые следуют за вами, проявить себя в полной мере.

Вы дальновидны, мудры и рассудительны.

Вы понимаете заботы, устремления и терзания человеческой души.

Смелость в отношениях

Вы готовы принимать трудные решения. Вы действуете с бескомпромиссной честностью.

У вас широкое видение человеческой жизни, объясняющее разнообразие мнений, и чувство доброжелательного юмора.

Интеллектуальная энергия и любознательность

Вы принимаете ответственность за обучение и учитесь лихорадочными темпами.

Уважение к будущему и настоящему, понимание прошлого

Вы способны постоянно переноситься из настоящего в будущее и обратно. Вы строите свою деятельность на основах, заложенных старшими.

Вы не потакаете своим и чужим капризам.

Ваше представление о том, чего может добиться организация, вмещает вклад любых участников. Ваше видение “достаточно обширно для того, чтобы охватить многое”.

Комфортное существование в условиях неопределенности

Вы упорядочиваете хаос.

Самообладание и последовательность

Вы умеете перестать задавать вопросы и отвечать на них. Вы терпеливы, прислушиваетесь к проблемам, стремитесь понять нюансы, упорно доводите дела до конца.

И наконец, перечень лидерских качеств, разработанный человеком, который может посмотреть на проблему руководства с точки зрения как предпринимателя, так и государственного деятеля. Джон У. Гарднер был секретарем Департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения, советником шести президентов и профессором бизнеса в Стэнфордском университете. Гарднер утверждает, что качества руководителей, представленные в таблице 7, необходимы и в государственном, и в частном секторах.

Таблица 7. Качества лидеров по Джону Гарднеру

Жизненная сила и неутомимость

У вас высокий энергетический уровень, и вы физически выносливы.

Интеллект и способность рассуждать в процессе деятельности

Вы способны совмещать проверенные и сомнительные данные и интуитивные догадки и на этой основе приходить к выводу о том, что события будут развиваться в правильном направлении.

Готовность принимать на себя ответственность и обязанности

У вас есть импульс к общественной инициативе. Вы выступаете тогда, когда никто на это не решается.

Компетентность в решении задачи

Вы понимаете задачу, которую предстоит решить.

Понимание подчиненных, коллег и знание их нужд

Вы понимаете различных людей, с которыми работаете.

Навыки работы с людьми

Вы способны точно оценить готовность подчиненных двигаться в заданном направлении или их нежелание делать это.

Вы извлекаете максимальный эффект из их мотивов и понимаете их чувства.

Потребность в достижении результата

Вы испытываете внутреннее побуждение добиваться результата.

Способность мотивировать других

Вы способны убеждать людей в процессе общения и подвигать их к действию.

Смелость, решительность, упорство

Вы готовы рисковать, никогда не сдаетесь и настойчиво проводите свою линию.

Умение завоевывать и сохранять доверие

Вы обладаете необычайной способностью завоевывать доверие людей.

Способность управлять, принимать решения, определять приоритеты

Вы очень хорошо выполняете традиционные управленческие задачи: формулируете цели, определяете приоритеты, выстраиваете последовательность действий, выбираете помощников и делегируете полномочия.

Вы постоянно берете на себя руководство и всегда уверены, что остальные положительно отнесутся к этому.

Некоторые предполагают, что есть несколько избранных, действительно важных качеств или характеристик, тогда как остальные могут наличествовать или отсутствовать либо оказываются ситуационно необходимыми. Например, Манфред Ф.Р. Кетс де Фрис, пишет, что большинство исследователей, пожалуй, согласились бы с тем, что добросовестность, энергия, интеллект, превосходство, уверенность в себе, общительность, готовность к восприятию опыта, наличие знаний, необходимых для решения конкретных задач, и эмоциональная устойчивость важны. Однако, говорит он, за пределами этой ограниченной сферы общего согласия “мириады теорий расходятся, и человеку легко заплутаться в ученой казуистике”.

Питер Дракер, эксперт в области управления, идет еще дальше. Он отвергает возможность выявления хотя бы нескольких фундаментальных черт. По его мнению, вся дискуссия о необходимых руководителю характеристиках и чертах – пустая трата времени:

“Не существует личности лидера, стиля лидерства, черт лидера. Среди самых эффективных руководителей, с которыми я за полвека сталкивался и работал, были и люди, запиравшиеся в своих кабинетах, и люди, отличавшиеся сверхобщительностью. Некоторые (впрочем, немногие) казались славными парнями, тогда как другие являлись приверженцами строжайшей дисциплины. Одни отличались быстротой и импульсивностью; другие изучали проблемы снова и снова, так никогда и не принимая решений. Некоторые излучали теплоту и мгновенно вызывали симпатию; другие держали дистанцию. Одной-единственной чертой личности, общей для всех эффективных руководителей, с которыми я сталкивался, было отсутствие (или почти полное отсутствие) харизмы и минимальное использование и самого этого слова, и того, что оно означает”.

Источники:
Виды малых групп
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в
http://studopedia.ru/13_50997_vidi-malih-grupp.html
Основные характеристики общения лидера
Коммуникативные процессы позволяют людям взаимодействовать. Для того чтобы взаимодействующие между собой люди стали группой и начали продвигаться к общей цели, необходимо перейти от простой
http://studme.org/34156/menedzhment/osnovnye_harakteristiki_obscheniya_lidera
Характеристика лидера
Психологическую готовность к лидерству можно рассматривать как возможность мобилизации лидерского потенциала, который предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.
http://psixologiya.org/socialnaya/liderstvo/1672-klyuchevye-cherty-lidera.html
Характеристика лидера
Вы твердо смотрите за линию горизонта, даже если вам приходится отступать. Искусство осуществления перемен Вы регулируете скорость, направление и ритм перемен в организации таким образом,
http://studwood.ru/522914/menedzhment/harakteristiki_lidera