Годовалый ребенок

ГОДОВАЛЫЙ РЕБЕНОК

Кормление годовалого ребенка и простое и сложное. Простое – потому что время приема пищи, ее объем и кулинарная обработка практически не изменились по сравнению с предыдущим месяцем. А сложное – в связи с необходимостью приучать ребенка к новым блюдам. Поскольку дети все новое воспринимают настороженно, ввести в их рацион незнакомое блюдо нелегко. Необходимо разнообразить почти все виды пищи.

Суточная продолжительность сна годовалого ребенка должна составлять 14 часов. Из них 10-12 часов ночной сон и 2 часа – дня. Обычно дневной сон – в первой половине дня. Но некоторые дети в годик еще спят днем 2 раза.

Годовалый ребенок уже может иметь 12 зубов. Это восемь резцов (по четыре сверху и снизу) и четыре коренных зуба. Если у вашего годовалого ребенка еще нет 12 зубов – не страшно. Они могут прорезаться в течение следующих 3-х месяцев. И это тоже будет норма. Ваша задача состоит в том, чтобы новорожденный ребенок в достаточном количестве получал соли кальция, фосфора и витамин D.

Продолжается овладение гигиеническими навыками. Годовалый ребенок сам берет чашку и пьет из нее. Ложка, которую новорожденный ребенок до тех пор держал в руках чисто символически, иногда используется по назначению. И хотя родителям самостоятельная еда годовалого ребенка доставит немало хлопот, такие действия необходимо поощрять.

• В 11 месяцев некоторые дети начинают грызть ногти. Это очень опасная привычка. Ведь годовалый ребенок ползает везде и под ногтями у него накапливаются миллионы всевозможных микробов. Даже если вы регулярно обрезаете годовалому ребенку ногти, это не гарантирует, что он не заразиться, например, дизентерией. Если вы заметите, что малыш грызет ногти, попробуйте отвлечь его внимание.

• Однажды вы захотели поцеловать Вашему малышу пяточки и увидели, что у него плоская стопа, это вас очень обеспокоило. Ваши волнения напрасны. У ребенка нет плоскостопия. А подобная форма стопы (без свода) объясняется наличием под кожей, так называемой жировой подушечки. Со временем, когда ребенок начнет хорошо ходить, жировая ткань исчезнет и проявится свод.

• 11-й месяц жизни ребенка – своеобразный предел физического развития детей. В настоящее время масса их тела втрое больше, чем при рождении.

• Годовалый ребенок уже стремится самостоятельно стоять и даже идти, если его поддерживать за руки.

• Иногда в этом возрасте он пытается самостоятельно передвигаться, держась за специальное приспособление для хождения, табуретку или толкая перед собой стул. Малыш сползает на животе с дивана, поднимается вверх по наклонной плоскости или по лестнице. Если падает, то не всегда плачет.

• У годовалого ребенка заметно улучшается координация движения пальцев.

• Действия ребенка в годик усложняются: он надевает и снимает кольца с пирамидки.

• Ребенку в 1 годик нравится открывать и закрывать коробочки, вкладывать что-нибудь в них, вынимать содержимое, мять и рвать бумагу, он уже находит и дает названную игрушку.

• Годовалый ребенок предпочитает смысловые игрушки, с их помощью ведет сюжетные действия – убаюкивает куклу, раздевает ее, возит на машине.

• Годовалый ребенок умеет связывать названия предметов с родом их жизни: птица – в небе, червяк – в земле.

• В возрасте одного года малыш уже может на 5-10 минут сосредоточивать свое внимание. Однако этот навык нужно развивать. Одно из условий – уважение к занятиям маленького человека. Если малыш сам себя чем-то заинтересовал, лучше не мешать ему. Но если годовалый ребенок не знает, чем себя занять, тогда надо ему помочь.

• Примерно в 11 месяцев он начинает говорить свои первые слова, хотя некоторые дети произносят их четко уже в 9 месяцев, а некоторые молчат до года и дольше.

• Годовалый ребенок знает имена близких, произносит первые двухсоставные слова “мама”, “папа”, “баба”. Порядок усвоения их зависит от того, кто из взрослых больше всего внимания уделяет ребенку.

• Годовалый ребенок с удовольствием “читает”, листает страницы книг.

• Ребенок в годик уже достаточно развит, чтобы проситься на горшок не только по большой необходимости, но и по малой.

• Время сна годовалого ребенка несколько сокращается. Ночью ребенок спит до 12 часов, без перерыва, а днем – около 2-х часов.

Календарь развития ребенка: двенадцатый месяц

Настойчивость и упрямство

Когда вы просите его сделать то, что ему не нравится, он чувствует необходимость настоять на своем. Его натура этого требует. Он говорит «нет» словами либо поступками, даже когда речь идет о вещах, которые ему нравятся. Психологи называют это «негативизмом», матери говорят: «Он упрям, как осел». Но представьте себе на минутку, что бы с ним стало, если бы у него никогда не было желания сказать «нет». Он стал бы роботом, механическим человеком. Вы бы не смогли удержаться от искушения постоянно командовать им, и он прекратил бы развиваться и узнавать новое. Когда он вырастет и пойдет в школу, а позже на работу, все вокруг будут пользоваться его неумением говорить «нет», и он всегда будет никчемным человеком.

Страсть к исследованию

Годовалый ребенок — страстный исследователь. Он лезет в каждую дырку, засовывает пальчик во все щели, трясет стол и все, что не прибито наглухо, вытаскивает книги из книжного шкафа, вскарабкивается на все, на что ему удается, засовывает маленькие предметы в большие, а затем старается засунуть большие предметы в маленькие. Уставшая мать говорит: «Он всюду сует свой нос», и, судя по ее тону, это ее раздражает. Она не понимает, какой важный период переживает ее малыш. Ребенку совершенно необходимо выяснить размеры, форму и подвижность всех окружающих его вещей, испробовать свои силы прежде, чем перейти к следующей стадии развития, так же как впоследствии он будет переходить из класса в класс. То, что он «всюду сует свой нос»,— признак его смышлености и хорошего настроения.

Год — опасный возраст

Родители не могут предотвратить все несчастные случаи. Если бы они и пытались это сделать, то их осторожность и беспокойство сделали бы ребенка робким и зависимым. Но огромное большинство тяжелых несчастных случаев можно легко предотвратить, если знать обычные вызывающие их причины и разумными средствами постараться их избежать. Вот список этих средств.

Низкие столы и стулья безопаснее высоких. Если же вы пользуетесь высоким стулом, выбирайте стул с широким основанием, чтобы он не опрокидывался, с ремнями, привязывающими к стулу ребенка, умеющего ползать и карабкаться, с защелкой, удерживающей поднос, чтобы ребенок его не опрокинул. Детская коляска должна быть оснащена ремнями, чтобы привязать ребенка, умеющего карабкаться. Окна должны быть снабжены решетками либо должны открываться только наверху.

Не рекомендуется позволять ребенку находиться на кухне во время приготовления пищи и когда взрослые едят. Есть опасность, что на него попадут брызги горячего жира или мать опрокинет что-нибудь горячее, или сам ребенок столкнет со стола горячую кастрюлю. На это время лучше всего сажать ребенка в манеж, либо в его креслице, либо отгородить место на полу при помощи положенных набок стульев. Манеж или креслице должны быть достаточно далеко от плиты. Ребенок может удивить вас, достав предмет, находящийся довольно далеко.

Приобретите привычку ручки кастрюль поворачивать внутрь плиты. Подавая еду, ставьте кофейники и другие горячие сосуды только на середину стола. То же относится к керосиновым лампам. Не стелите скатерти, свисающие со стола, так как ребенок легко может их стянуть. Если ребенок все еще берет предметы в рот, не давайте ему мелких предметов вроде пуговиц, гороха, фасоли, бусинок, не кормите его орехами или кукурузой, так как ребенок может вдохнуть их и подавиться. Уберите с глаз ребенка карандаши и другие острые предметы, если ребенок берет их в рот.

Привыкните всегда пробовать воду в ванне, прежде чем опускать туда ребенка, даже если вы помните, что делали это раньше. Иногда дети обжигаются о горячие краны. Не позволяйте ребенку трогать электроприборы. Не оставляйте ведер с горячей водой на полу. Электропровода должны быть в идеальном состоянии. Как можно раньше научите ребенка не трогать и не жевать их. Закройте электрические розетки, которыми вы не пользуетесь, пластырем или поставьте перед ними тяжелую мебель. Вверните лампочки в те патроны, до которых ребенок может добраться.

Держите спички достаточно высоко, чтобы даже 3—4-летний ребенок при всем желании не смог их достать.

Колодцы, бассейны, цистерны должны быть надежно закрыты.

Осколки стекла и пустые консервные банки выбрасывайте в прочно закрывающиеся ведра. Для использованных бритвенных лезвий пользуйтесь жестяной коробкой со щелью наверху.

Не разрешайте ребенку подходить к чужой собаке, так как в этом возрасте он может нечаянно испугать ее или причинить ей боль, и она укусит его.

Уберите подальше ядовитые вещества

Пятая часть всех отравлений происходит с годовалыми детьми. В этом «исследовательском» возрасте дети едят все, не смущаясь вкусом. Особенно они любят таблетки, лекарства с приятным вкусом, сигареты и спички.

Вас, наверное, удивит список веществ, особенно часто вызывающих отравление детей:

— аспирин и другие лекарства;

— яды против крыс и насекомых;

— керосин, бензин и политура;

— свинец, входящий в состав красок, которые ребенок сгрызал с мебели и других предметов (сейчас мебель и игрушки красят краской, не содержащей свинца, но на улице, на подоконниках, верандах и т.п. может быть такая краска, а также при перекрашивании мебели и т.п.);

— щелок и другие щелочные соединения, употребляемые для дезинфекции;

— ядохимикаты для растений;

— порошки для чистки кухонных плит.

Сейчас самое время произвести строжайшую инспекцию вашей квартиры. Постарайтесь увидеть ее глазами ребенка. Уберите все лекарства. Найдите безопасные места для бытовой химии, ваксы, чернил, сигарет, табака, веществ для опрыскивания растений. Держите ядовитые вещества в отдельных шкафчиках или на полках, подальше от безобидных лекарств и веществ, употребляемых в пищу, чтобы второпях не схватить что-нибудь не то. Никогда не давайте детям играть с бутылочками или коробочками из-под ядовитых веществ, как бы хорошо они ни были закупорены. Наклейте яркие ярлыки на бутылки с лекарствами, чтобы не ошибиться. Не храните дома яды против крыс и насекомых. Выбросьте их. Следите за тем, чтобы пустые банки и коробки из-под ядовитых веществ немедленно выбрасывались.

Оберегайте ребенка от страшных зрелищ и пугающих звуков

Годовалого ребенка одна и та же вещь может занимать в течение нескольких недель, например, телефон или самолеты, пролетающие в вышине, или электрические лампочки. Разрешайте ему трогать и изучать все, что не представляет опасности. Однако если что-то немного пугает ребенка или представляет для него опасность, разумнее не акцентировать его внимания на этом предмете. Лучше чем-нибудь отвлечь внимание ребенка, чем усиливать его страх.

В этом возрасте дети часто пугаются незнакомых предметов, которые неожиданно приводятся взрослыми в движение или издают громкий звук, например книжки с панорамными картинками, которые поднимаются, когда книжка раскрывается. Ребенок может испугаться, когда вы раскроете зонтик, когда заработает пылесос или зазвучит сирена, залает собака, загудит поезд, даже зашелестят листья. Постарайтесь оградить своего ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет. Если его пугает пылесос, не пользуйтесь им в течение нескольких месяцев, по крайней мере пока ребенок дома. А затем включайте пылесос, когда ребенок будет в некотором отдалении.

Между годом и двумя ребенок может начать бояться купания – от того ли, что мать уронила его в воду, или мыло попало в глаза, или его напугал звук воды, засасываемой в отверстие ванны. Чтобы избежать попадания мыла в глаза, губка или тряпочка, которой вы намыливаете ребенка, должна быть влажной, а не мокрой. Если он настолько испуган, что не хочет даже садиться в ванну, не заставляйте его. Попытайтесь помыть его в тазике. Смотрите также статью плавание с грудными детьми

Если ваш годовалый ребенок не любит, когда ему моют лицо и руки после еды, поставьте перед ним миску с водой. Пока он будет ручками плескаться в воде, вы мокрой рукой помоете ему лицо.

Ребенку один год – 12 месяцев

Маленькие шажки, которые делает ребенок в своем развитии каждый месяц, кажутся незаметными. Но если суммировать их все, вы увидите, что за год малыш добился колоссальных успехов. И хотя он уже не беспомощный комочек, однако всё же нуждается в вашей любви и опеке. Помните, что ребенок копирует не только ваши движения, но и характер. Кроха уже может выражать раздражение, удивление, радость, кокетство, злость и другие эмоции. У него появились любимые игрушки, блюда и места для прогулок.

Главное, что умеет малыш – самостоятельно удерживать равновесие. Когда его вдруг «заносит», он расставляет ручки, переступает ножками, пытается ухватиться за опору. Конечно, не всегда ему удается устоять на ногах, но малыши быстро учатся. В начале месяца ребенок боялся отпустить вашу руку, а в конце – уже бодро бегает. Не все дети начинают ходить в год, некоторые осторожничают и откладывают освоение навыка хождения до 16 месяцев. Когда ребенок пойдет, зависит не только от мускульной силы, но и от темперамента.

Продолжают совершенствоваться ручки малыша. Он часто с интересом изучает свою кисть и сам удивляется своим возможностям. Кроха умеет брать мелкие предметы большим и указательным пальцами, он научился определять размер и расстояние до предмета. Маленький мячик он возьмет одной рукой, а за большим потянется двумя. Кроха с удовольствием машет «до свидания», играет в «Ладушки», показывает «фонарики».

Бывают малыши-говоруны, которые хоть целый день будут рассказывать что-то на своем языке, а бывают и молчуны, которые слов на ветер не бросают. И те и другие вырабатывают свою систему общения. Она может включать и несколько осмысленных слов, как «там», «дать», «ам-ам» и других. А может пока ограничиваться жестами. Не спешите выполнять желания ребенка по первому требованию. Он показывает на чашку, скажите: «Пить». Не нагружайте ребенка сразу длинными фразами или трудными словами, но заботьтесь о пополнении его словарного запаса.

Дети в этом возрасте уже могут узнавать друг друга. Они радостно визжат при встрече, пытаются даже обняться. Правда, общение чаще всего сводится к «захвату» чужих игрушек, попыткам укусить, ущипнуть и посмотреть, такие ли у этого ребенка глазки, как у меня. Следите за поведением своего малыша, объясняйте, что хорошо, а что – плохо.

Если ваш малыш уверенно двигается, можете покатать его на качелях и каруселях. Конечно, не высоко и не быстро, обязательно подстраховывая руками. Если идете на детскую площадку, обязательно проверяйте все места, где собирается играть ваш ребенок, на наличие опасных предметов. Не редко в песочницах попадаются осколки стекла, а на качелях зазубрины металла или оторванные доски.

Игрушки малыша становятся все более сложными: пирамидки, конструктор с крупными элементами, сортеры, пальчиковые лабиринты. Но многие дети не ограничиваются своими игрушками, так и норовят стянуть телефон, пульт, кошелек или кухонную утварь. Если вы не хотите, чтобы малыш играл со «взрослыми» вещами, запрещайте ему и будьте постоянны. Нельзя то разрешать, то запрещать ребенку делать что-либо и требовать при этом послушания.

Режим питания годовалого ребенка не отличается от одиннадцатимесячного. Нельзя давать ему копчености, соленья, кондитерские изделия даже за праздничным столом в честь первого года жизни. Если у вашего малыша до этого не было пищевой аллергии, можете угостить его половинкой дольки апельсина или лимона. Для такого случая держите наготове видеокамеру, получатся забавные кадры на память.

К году ребенок обычно утраивает свой вес, то есть если он родился с весом 3,250 кг, в год он будет весить 9 кг 750 граммов. Рост за первый год жизни увеличивается примерно на 25 см. Отклонения от этих цифр не всегда говорят о заболеваниях, но лучше проконсультироваться с педиатром.

Ребенок бьет родителей

Здравствуйте, дорогие читатели блога Детология.

Сразу хочу отметить, что речь пойдет о детях возраста до 3-3,5 лет. Именно в этот период обычно вопрос о детской агрессии стоит особенно остро. Почему так, вы можете прочитать в теме про детскую агрессию.

Первые прецеденты обычно бывают, когда годовалый ребенок дерется. В этих ситуациях чаще всего ребенок бьет маму. Потому что именно мама в этот период — самый близкий для него человек. Часто это бывает просто от переполняющих малыша эмоций. Ведь ребенок в год еще не может оценить, делает ли он больно другому. И поэтому бывает, что от переполняющих эмоций ребенок ТАК вцепляется в маму, что ей больно до слез.

В таких ситуациях надо понимать, что ребенок причиняет боль маме не специально. Или может быть другой вариант: ребенок бьет родителей по лицу от радости, или просто ему интересно, как это происходит.

Задача взрослых в таком случае:

1. Точная обратная связь. Многие родители смеются, когда их бьет такой маленький ребенок. Ведь частенько это даже не больно, а со стороны смотрится забавно (как Моська на Слона). Но своим весельем мы показываем ребенку, что одобряем его поведение.

И чего же тогда удивляться, если такое «развлечение» закрепляется потом? Очень важно правильно демонстрировать свои эмоции ребенку. Если ребенок ударил маму, сделал ей больно, она должна расстроиться, сказать об этом словами, которыми обычно говорит ребенку, когда тому больно. Ведь как иначе он будет учиться понимать последствия своих поступков?!

2. Демонстрация приемлемого способа выражения эмоций. Объясняем ребенку, что маму бить нельзя, а можно вот так обнять, или вот так погладить. Очень важно не просто запретить, но и дать альтернативу, ведь ребенку все равно надо как-то свои эмоции выражать.

А еще бывает, что ребенок бьет родителей в качестве протеста.

Ведь когда ребенок начинает ходить, вдруг резко появляется большое количество запретов: «Туда не ходи, сюда не залезай, это не трогай» и т.п. Конечно, у карапуза это вызывает протест, ему же интереснее всего залезть-то как раз на стол и подоконник. И вот тут в ход идут крики, кулаки и зубы.

Источники:
ГОДОВАЛЫЙ РЕБЕНОК
МАМА ПАПА.РУ – энциклопедия для молодых мамочек и папочек по воспитанию ребенка. В главах "для мамы", "для папы", "Детки конфетки" читатели найдут много полезной информации.
http://mama-nana.ru/child/first-year/1112month-men
Календарь развития ребенка: двенадцатый месяц
Настойчивость и упрямство Когда вы просите его сделать то, что ему не нравится, он чувствует необходимость настоять на своем. Его натура этого требует. Он говорит «нет» словами либо
http://www.parenting.ru/god-opasnyi-vozrast-osobennosti-godovalogo-rebenka-3024.htm
Ребенку один год – 12 месяцев
Эта последняя статья из серии развития ребенка до года по месяцам, в которой речь пойдет о годовалом ребенке и его развитии.
http://pediatriya.info/?p=362
Ребенок бьет родителей
из-за чего же ребенок бьет родителей? чаще всего ребенок бьет именно маму, т.к.она самый близкий для него человек
http://psychologia-prosto.ru/biet-roditeley/