Формальное и неформальное общение
Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип: практическая работа
Резвина Евгения ФЛ-882
Практическая работа № 1
Тема: «Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения»
Цель: рассмотреть отличия в формальном и неформальном общении, сформулировать представление о формах и способах доверчивого общения, раскрыть основные отличия мужского и женского стилей общения в управлении»
1. Функции формального и неформального общения
Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов "формальное/неформальное общение", в отличие от обозначений "официальное" и "неофициальное", поскольку официальные отношения "руководитель- подчиненный" могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.
Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на "ты".
Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.
В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.
Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):
– организация совместной деятельности;
– познание людьми друг друга;
Доверчивость – это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.
Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.
Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.
Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:
- открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;
- более корректная постановка целей и задач;
- большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;
- более высокая мотивация деятельности.
Тактическая цель межличностного доверительного общения – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.
Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.
Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.
В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.
Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.
Вторая стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:
а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия);
б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки);
в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).
В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.
Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.
Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений.
Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.
Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений.
3. Описать виды псевдодоверия
Существует целый ряд отношений между людьми, лишь внешне напоминающих доверительные отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк.
а) Отчаяние. Доверие от отчаяния – это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под давлением обстоятельств нельзя считать истинным доверием.
б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит нормативное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодоверии, так как нет свободного выбора объекта доверия.
в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Такого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. Главная черта наивности – нет предвидения возможных последствий доверительного поведения.
г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придает излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия. Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправданными надеждами на то, что исполнятся все ожидания. Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в своих корыстных целях.
д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход событий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознательный выбор.
е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать.
4. Дать понятие психологической близости, аттракции
Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта.
«психологическая близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»
«близость с другим человеком – это общность идей, привычек, норм, ценностей, характера, склада мышления».
«Психологическая близость – это труднообъяснимое явление. Внешне это иногда выглядит без чрезмерной аффектации, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны, так как нет нужды их демонстрировать (объект знает о них, вы уверены в нем и в его отношении к вам, а от окружающих, может быть, эти отношения стоит несколько поберечь). Субъективно же – это какая-то взаимная открытость друг другу, уверенность друг в друге, настроенность друг на друга, на проблемы другого, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда близкие люди выглядят как заговорщики, так как понимают друг друга по намекам и без слов, обмениваются взглядами, жестами, паузами (много невербальных средств коммуникации). Вербальное общение свернуто, так как нет нужды, во-первых, долго разъяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесами. Демонстрация близких отношений ускоряет разрыв, означает их нарушенность».
Были выделены в суждениях следующие компоненты психологической близости:
- Понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова).
- Доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное общение).
- Эмоциональная близость (симпатии, радость от общения; сопереживание и сочувствие, обостренное ощущение состояния другого человека).
- Принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие другого, восприятие его таким, какой он есть, отсутствие конфликтов и стремление уступить, желание помочь).
- Единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей).
На отношения со сверстниками оказывает влияние степень близости между ребенком и матерью. Было обнаружено, что психологическая близость мальчиков с отцом ведет к развитию у них достаточного самоконтроля. Близость же с матерью оказывает разное воздействие на развитие личности мальчиков и девочек. Так, у девочек формируется доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков – большая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу; они менее откровенны с друзьями.
Источник:
Формальное и неформальное общение
Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения Автор: Пользователь скрыл имя Тип: практическая работа Резвина Евгения ФЛ-882 Практическая работа № 1 Тема:
http://student.zoomru.ru/psih/formalnoe-i-neformalnoe-obshhenie-muzhskoj/4590.41884.s1.html
Формальное межличностное общение
Формальное межличностное общение — это вид взаимодействия между людьми, что является принятым в рамках общества и применяется для незнакомых или знакомых людей, разговор которых не углубляется до эмоционального уровня и носит чисто информационный характер. Ограничивается правилами поведения и этикета, которые считаются общепринятыми и обязательными к выполнению.
Общение представляет собой самый главный тип взаимодействия между индивидуумами, без которого очень сложно представить себе существование и личностный рост. Оно необходимо во всех аспектах жизни человека. В зависимости от того, где человек общается, можно выделить два основных вида: формальное и неформальное. Основное отличие первого — это наличие множества различных установок, что ограничивают человека в суждениях и обозначают конкретные рамки, за которые нельзя заходить.
Общение — довольно многогранный процесс, и в каждом отдельном случае оно отличается от аналогичного, поэтому следует выделить некоторые нюансы. Они представляют собой главные различия двух типов взаимодействия, которые чаще всего используются в социуме.
- Цель. Каждый формальный разговор, какой бы он ни был, имеет определенную цель, к которой сводится общение. То есть от человека либо хотят получить какую-то полезную информацию, либо нужно донести до него что-нибудь важное. В обоих случаях разговор ограничен этими целями и не должен переходить на другие аспекты. Если у формального разговора нет конкретной цели, с которой он ведется, значит, его уже нельзя назвать таковым. Формальное общение — это инструмент, с помощью которого осуществляют свои рабочие потребности или же решают бытовые вопросы. Если нет необходимости в конечном результате такого разговора, он даже не возникает. Именно поэтому цель — это самый важный атрибут формального межличностного общения.
Разновидности формального общения и их характеристика
Это фактически общение, правила которого продиктованы условиями. В данный конкретный момент человек играет свою роль, и по отношению к ней строятся его взаимодействия с другими.
Этот вид формального общения заключается в строгом обсуждении фактов, которые касаются общего дела. Применяются исключительно сухие данные, которые обязательно нужно сообщить собеседнику. Цель делового общения всегда одна — материальная или профессиональная выгода, которая достигается путем взаимодействия с другими людьми, что работают в той же сфере.
Используется для удовлетворения своих потребностей в рутинной жизни и минимального взаимодействия с людьми. То есть в каждом отдельном случае оно несет свою функцию. Как только она выполняется, общение с этим человеком прекращается.
- Почему 3-х фазное похудение с Dietonus – признано самым эффективным?
- Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
Как было сказано выше, правила — это основа формального общения. По умалчиванию принимается, что с ними ознакомлены все участники разговора и придерживаются их в равной степени.
- Дистанция. Между собеседниками должна быть как физическая, так и психологическая дистанция. То есть нельзя лезть в душу, выспрашивать о личном или переходить на более близкие уровни коммуникаций. Разговор должен протекать в одном русле и не выходить за рамки ведущей темы. Следует учитывать, что собеседнику может быть не комфортно открываться во время такого формального разговора и это спровоцирует нежелательную реакцию или вызовет негативные впечатления. А это как минимум испортит имидж.
Для начала необходимо выяснить и определить для себя, зачем это нужно делать. В ряде случаев формальное общение призвано стоять на защите человеческих эмоций людей тех профессий, которые вынуждены много общаться с другими. Это своеобразная маска для сохранения своего внутреннего мира от посторонних людей, которые могут даже невольно вторгаться в него. Но в некоторых случаях такой переход просто необходим.
- Взаимность. Невозможно перейти на неформальное общение только с одной стороны. Это обязательно взаимный процесс, который сопровождается обоюдным согласием и целенаправленным поведением и действиями. То есть собеседник тоже должен быть заинтересован в таком переходе или быть как минимум не против.
Что такое формальное общение — смотрите на видео:
Как у формального, так и неформального вида общения есть свои области применения. Они успешно служат инструментами для взаимодействия людей разных категорий и отлично выполняют свою работу. Формальное общение призвано для решения бытовых и рабочих моментов с людьми, которых не хочется впускать в свою жизнь, но взаимодействовать с ними все же приходится. Оно представляет собой этикет в действии и свидетельствует об уровне воспитанности каждого отдельного человека.
Источник:
Формальное межличностное общение
Основные аспекты формального межличностного общения, его стандарты и области применения. Конкретные разновидности и правила, которые ограничивают такой тип взаимодействия.
http://tutknow.ru/psihologia/7405-formalnoe-mezhlichnostnoe-obschenie.html
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .
Смотреть что такое “ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ” в других словарях:
Общение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общение (значения). Сюда перенаправляется запрос «Коммуникация (психология)». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Общение : онтогенез – зрелый возраст — Являясь чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, О. людей зрелого возраста (З. в.) охватывает все аспекты взаимосвязей, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых отношений, осуществляется в разл. формах и с… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение: виды — Существуют разные виды и разновидности О. и их классификации. Обычно рассматриваются такие виды О., как прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), активное и пассивное, кратковременное и устойчивое, заинтересованное и… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Педагогическое общение: оценивание — Психол. роль оценочных суждений, используемых учителем в процессе О. с учеником, была впервые систематически проанализирована Б. Г. Ананьевым, к рый показал, что Пед. О. пронизано оценочными моментами, и говорил о системном влиянии оценивания на… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Социальная изоляция — социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. В общем случае, к… … Википедия
Оценка личности (personality assessment) — Измерение черт личности на протяжении многих десятилетий составляло важную функцию клинических психологов. Личность не подходит на роль предмета догадок или оценки непроверенными, ненаучными и ненадежными методами. Личность чел. была и остается… … Психологическая энциклопедия
Стилистика и речевой этикет в обучении — беглость речи, богатство речи, выразительность речи, деловое общение, деловой стиль, диапазон речи, интертекстуальность, интертекстуальные связи, качество речи, коммуникативная деятельность, коммуникативные качества речи, логическое ударение,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия
ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ — термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, деноминаций, общин). Вопрос о Г. Ц. является одним из самых актуальных в совр., в т. ч.… … Православная энциклопедия
БЛАГО — [греч. ?? ??????, ?? ??, ?? ?????; лат. bonum, bonitas], конечный (предельный) предмет стремления человека, движение к к рому не нуждается в дальнейшем обосновании; в богословии одно из Божественных имен (см. Имя Божие). Как философская категория … Православная энциклопедия
Источник:
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 . Смотреть что такое “ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ” в
http://methodological_terms.academic.ru/2246/%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. «МАСКИ», ОГРАНИЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ
С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения — процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Формальное общение принято называть деловым, так как это общение предметно –целевое, предполагающее достижение управляемым коллективом индивидуально-личностных (обучение, профессиональный рост, карьера) и социально-значимых (развитие организации, внедрение инновационных проектов) целей. Формальное общение является функционально-ролевым, т.е. статус каждого члена школьного коллектива определен штатным расписанием и должностной инструкцией, где фиксируются требования к специалисту, его права, обязанности и должностные функции. В связи с этим, деловые отношения должны строиться с учетом функционала и субординации.
Формальное общение принято называть деловым, так как это общение предметно –целевое, предполагающее достижение управляемым коллективом индивидуально-личностных (обучение, профессиональный рост, карьера) и социально-значимых (развитие организации, внедрение инновационных проектов) целей. Формальное общение является функционально-ролевым, т.е. статус каждого члена школьного коллектива определен штатным расписанием и должностной инструкцией, где фиксируются требования к специалисту, его права, обязанности и должностные функции. В связи с этим, деловые отношения должны строиться с учетом функционала и субординации.
Источник:
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. «МАСКИ», ОГРАНИЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм,
http://bukvi.ru/obshestvo/etika/formalnoe-obshhenie-ponyatie-i-obshhaya-xarakteristika-maski-ogranicheniya-v-kontekste.html