Физическое воспитание детей

Воспитание детей в семье

Физическое воспитание детей

Советской стране, идущей к коммунизму, нужны физически крепкие люди, мужественные и энергичные, всегда готовые к труду и обороне своего отечества. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение массовому развитию физкультуры и спорта, а физическое воспитание детей и молодежи рассматривается как большая государственная задача

Правильное физическое воспитание молодого поколения помогает нам растить здоровых, смелых, закаленных, ловких строителей коммунизма. Физические упражнения и занятия спортом воспитывают у детей и молодежи выносливость, решительность, настойчивость, инициативу и другие ценные качества.

Немалая ответственность за физическое воспитание детей ложатся на семью. Родители должны организовать здоровый быт ребенка, позаботиться о здоровье и физической закалке, о.правильном режиме и вовлечении детей в физкультурно-спортивную работу.

Не все дети рождаются здоровыми п ловкими. Задача родителей — укреплять здоровье детей, содействовать их физическому развитию. В тех семьях, где родители поощряют занятия своих детей подвижными играми, физкультурой и спортом, устанавливают п поддерживают строгий режим в занятиях и отдыхе ребенка, там дети растут физически крепкими, здоровыми и дисциплинированными.

Режим детей. Правильное физическое воспитание детей в семье предполагает прежде всего соблюдение ими определенного режима. Режим школьника предполагает рациональное, распределение в течение суток учебной и неучебной работы и отдыха. Строгое выполнение режима дисциплинирует школьников, приучает их к точному и аккуратному выполнению учебных заданий и общественных поручений. Вместе с тем режим способствует правильному физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Учебная работа требует большого напряжения умственных и физических сил учащихся. Отсутствие достаточного отдыха может привести к серьезному расстройству здоровья школьников и к не- правильному их физическому развитию.

В режиме школьника обязательно предусматривается время пребывания на воздухе и нормальная продолжительность сна. Чем моложе ребенок, тем больше продолжительность его сна. Врачи рекомендуют для школьников 7 лет 12 часов сна, 8—10 лет—11 часов, 11—12 лет — 10 часов, 13—16 лет — 9 часов, 17—18 лет — 87’2 часов.

Родителям важно приучить детей ежедневно ложиться и вставать в одно и хо же время. Перед сном необходимо проветривать комнату.

Пища должна приниматься всегда в определенное время. Для правильного роста и развития детского организма очень важно обеспечить регулярное и разнообразное питание. Врачи рекомендуют в режиме дня предусмотреть такие часы приема пищи: 7. часов 30 минут —8 часов — завтрак, 10—10 часов 30 минут — второй завтрак в школе, 13 часов 30 минут—14 часов — обед, -|16.т-:16 часов 30 минут— полдник, 19—20 часов — ужин.

В режиме следует предусмотреть также свободное время для игр и развлечений школьников, для выполнения ими различных поручений родителей.

Режим, разумеется, не может быть одинаковым в каждой семье: он зависит от возраста детей, от конкретных условий жизни.

Занятия спортом. Есть еще такие родители, которые занятия своих детей физкультурой и спортом рассматривают как пустое времяпровождение. Они недооценивают роль физических упражнений и игр для формирования организма детей, для разностороннего их развития.

Правильно поступают многие родители, которые поощряют участие своих детей в физкультурно-спортивных коллективах и обеспечивают их необходимым спортивным инвентарем.

Детям очень полезно ходить на лыжах, бегать на коньках, играть в волейбол, заниматься ездой на велосипеде, но заниматься этими видами спорта надо в меру

Необходимо соблюдать советы школьного врача, преподавателя физкультуры. Например, продолжительность лыжных прогулок детей 4—5—7 лет не должна превышать 15—20 минут. Учащиеся начальных классов, впервые вставшие на лыжи, могут заниматься до 30 минут. Учащиеся 5—7-х классов, овладевшие лыжной техникой, могут ходить на лыжах 1—I1/, часа. Школьники старших классов по выходным дням и во время зимних каникул могут совершать более продолжительные лыжные походы.

Большое влияние на физическое развитие детей оказывает утренняя гимнастика. День школьника должен начинаться с выполнения несложных гимнастических упражнений, с обтирания водой. Конечно, приучить школьника к утренней гимнастике не так просто. Надо терпеливо и настойчиво напоминать ему о необходимости утренней зарядки до тех пор, пока она не войдет в привычку. Закаливание детей. Важным средством физического воспитания детей является также использование солнца, воздуха и воды для закаливания еще не окрепшего детского организма. Но пользоваться солнцем п водой нужно умело. Перед купаньем ребенок должен отдохнуть. После купанья загорать не рекомендуется.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети как можно больше находились на воздухе, при этом не следует их слишком тепло одевать, так как это приводит к простудным заболеваниям.

Туристские походы п прогулки. Средством физической закалки детей служат также туристские походы школьников. Они расширяют кругозор детей, содействуют их физическому воспитанию.

Очень важным средством физического воспитания детей являются прогулки. Они организуются родителями обычно в выходные дни и в дни каникул. В зависимости от времени года они могут быть пешеходными, лыжными или водными. Такие прогулки не только помогают укреплению здоровья ребят, но и способствуют всестороннему развитию их.

В летнее время особенно важно, чтобы дети занимались плаванием, греблей, ездой на велосипеде.

Зимой создаются большие возможности для занятия детей лыжным и конькобежным спортом, катаньем на санках и игрой в хоккей и т. п.

Соблюдение правил санитарии и гигиены. Физическое воспитание включает в себя также приучение детей к соблюдению правил санитарии и гигиены. Соблюдение чистоты одежды и обуви, мытье рук перед едой, пользование носовым платком, умывание и регулярное посещение бани — все это должно войти в привычку у детей и подростков.

Некоторые школы разрабатывают «памятки» для родителей по вопросам формирования у детей санитарно-гигиенических навыков. Вот одна из таких «памяток».

«Родители, следите за чистотой и опрятностью ваших детей! Дети должны:

1) раз в неделю мыться в бане;

2) стричь волосы или держать в порядке прическу;

3) стричь ногти на руках и на ногах;

4) ежедневно перед сном чистить зубы;

5) утром тщательно мыть руки, лицо, шею и уши;

6) заниматься по утрам физкультурой;

7) иметь чистое нижнее белье;

8) ежедневно чистить костюм, пальто и обувь, следить за тем,

чтобы были пришиты пуговицы и вешалка;

9) иметь в кармане чистый носовой платок, карман содержать

в чистоте и не держать в нем ненужных вещей;

10) иметь костюм и обувь для физкультурных занятий в школе

(трусы, майка, тапочки);

11) содержать в чистоте портфель и книги».

Все эти правила следует напоминать детям до тех пор, пока у них не выработаются устойчивые привычки.

Одним из главных условий правильного физического воспитания детей является забота родителей о чистоте помещения, где живут, занимаются и отдыхают дети. Необходимо следить за тем, чтобы воздух в квартире не застаивался.

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми [11].

Неблагоприятные эколого-климатические условия г. Канска приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в преемственности семьи и детского сада – тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Только улучшение медицинского обслуживания не решит проблему здоровья – необходимы совместные усилия родителей, педагогов, медицинских работников.

Выход из сложившейся ситуации возможен при внедрении в детский сад программ содействия укреплению здоровья воспитанников, в создании условий, способствующих полноценному физическому и психическому развитию детей.

Главная роль в дошкольном учреждении принадлежит совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы.

Систематическое целенаправленное изучение передовых достижений в области педагогики и психологии, эффективное использование в опыте работы новых современных физкультурно-оздоровительных программ и технологий способствовало разработке: «Модели системы взаимодействия семьи и детского сада по укреплению здоровья и полноценному психофизическому развитию детей дошкольного возраста».

Итогом исследовательской работы по проблеме «Взаимодействие всех участников педагогического процесса по сохранению здоровья и повышению уровня физической подготовленности детей» стали разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

Такой подход к проблеме позволил организовать в нашем ДОУ сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств (приложение, рис.1); в снижении заболеваемости детей (приложение, рис.2; рис.8); создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.

Психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста

Любая задержка и любое нарушение в ходе физического развития ребенка, отражается на его поведении, а также на его двигательной деятельности в различных ее формах [2]. Снижение уровня двигательной активности дошкольников в первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии [6].

О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но находит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошкольных учреждений, а в семейном воспитании в основном так и остается декларативным.

Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент формирования здоровья, можно только в процессе серьезной совместной с семьей работы.

При разработке: психолого-педагогического сопровождения физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста за основу были взяты следующие принципы:

Единство диагностики и коррекции – ежегодно в начале и конце учебного года проводить обследование уровня развития и состояния здоровья каждого ребенка группы. На основе полученных данных определяются перспективы физической подготовленности каждого ребенка и группы в целом на текущий год [18].

Системности развивающих, профилактических и коррекционных задач. [4] Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей). Развитие каждой стороны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг задач. Полноценная проработка такого материала требует больших усилий и временных затрат. Однако этого можно избежать, если установить взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников. Тем самым экономится время, двигательная деятельность занимает естественное место в жизни детей.

Комплексности методов психолого-педагогического воздействия. Помимо известных, проверенных на практике традиционных занятий, игр, упражнений, в методике предлагаются авторские новые приемы, нетрадиционные формы занятий [1]; [13]; [14]; [20]; [21]; [22].

Учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей ребенка, а также состояние его здоровья. Этот принцип позволяет наметить оптимизацию развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью.

Активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется той ролью, которую играют родители, воспитатели, медицинские работники дошкольного учреждения. Взаимодействие семьи и детского сада необходимое условие в сохранении и укреплении здоровья ребенка и повышении его физической подготовленности, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги, родители и медицинские работники действуют согласованно.

Предложенное психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста выстраивается по трем направлениям в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания:

1. Оздоровительное: в первую очередь решается проблема качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка;

2. Воспитательное: органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, воспитание в детях чувства ответственности за свое здоровье;

3. Образовательное: обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

Для реализации первого направления рекомендуем эффективно использовать все средства физического воспитания: физические упражнения; естественные силы природы; гигиенические факторы окружающей нас среды. Предлагаем использовать профилактические и коррегирующие упражнения, предложенные Лосевой В.С. (2004), Козыревой М. (1998), Кузнецовой М. (2002), Руновой М., Пукинской М.(2001); дыхательные и звуковые упражнения; комплексы упражнений, формирующие правильную осанку; закаливание; точечный массаж; комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию плоскостопия; игры: «Палочка-превращалочка», «Ловишка с лентами».

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

1) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

3) результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.

4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);

5) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.).

Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне гармонично физически развитого ребенка. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Чтобы родители могли воспользоваться информационной базой воспитания и образования дошкольников, которой владеют педагоги, медицинские работники детского сада, необходимо определить наиболее оптимальные формы взаимодействия семьи и детского сада. В этом поможет опрос самих родителей (беседы, анкетирование).

Предлагаем разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств: информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре; инструктивно-методические занятия по профилактики нарушений осанки, деформации стопы; семинары-практикумы; деловые игры и тренинги; «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне; закаливающих и лечебных процедур и т.д.; физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.; занятия в семейных клубах «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Здоровье» и др.

Американский педагог, доктор Пол Деннисон предлагает комплексы упражнений, которые помогут тренировать память, концентрировать внимание, снимать усталость, стрессы. Система легко применима в домашних условиях с участием родителей и доступна любому возрасту. Ребенку это доставит удовольствие, а родителям позволит улучшить свое физическое и психическое состояние [1].

Перекрестные танцы (перекрестные движения). Поставьте в магнитофон кассету с ритмичной музыкой. Коснитесь одной рукой противоположного колена. Левая рука – правое колено, правая рука – левое колено, левая рука – правое колено… Свободно размахивайте руками, следите за ритмом. Левой, правой… левой…

-Повращайте глазами. Наверх, вниз, направо, налево…

Кончики ушей (думающая шапочка)

– Указательными и большими пальцами рук тяните за края свои уши во внешнюю сторону, как будто вы хотите их распрямить. Начинайте с верхнего края уха и идите вниз до мочки уха!

Упражнение способствует повышению внимания; улучшению слуха и речи; активизации памяти. Дозировка упражнения: 15 раз.

Выключатели света (Бугорки на лбу – позитивные точки.)

Дотроньтесь кончиками пальцев нежно до точек на лбу между бровями и тем местом, откуда начинают расти волосы. При этом закройте глаза и расслабьтесь!

Это упражнение: снимает стресс и напряжение; снимает мыслительные блокады; активизирует память. Длительность упражнения: по желанию, минимально – 1минута.

Лежащая восьмерка (Шлифование восьмерок.)

– Вытяните руку, которой вы пишите и напишите ею в воздухе большие лежащие восьмерки! Теперь другой рукой, потом двумя руками. Вытягивайте руку дальше – ваши восьмерки должны стать большими. Место пересечения вашей восьмерки должно находиться перед вами – между глазами! Следите глазами за линией движения ваших кончиков пальцев! Делайте это упражнение под музыку. Можете петь своим восьмеркам колыбельную, чтобы они лучше спали. Нарисуйте вашу лежащую восьмерку на доске или на бумаге!

Это упражнение способствует различению и запоминанию символов; улучшает координацию и центровку тела. Продолжительность упражнения: 3 минут.

Колебания маятника (Раскачивание центра тяжести)

Скрестите ноги. Верхняя часть туловища и руки свисают свободно. Раскачивайтесь далеко налево и направо как маятник часов с кукушкой. Не забывайте время от времени менять положение ног.

Раскачивание маятника не только расслабляет уставшую во время долгого сидения мускулатуру, но и оказывает воздействие на: равновесие и координацию тела; абстрактное мышление; зрительную память; чувство собственного достоинства. Продолжительность упражнения: до тех пор, пока это доставляет удовольствие.

Рисование двумя руками (Синхронное рисование.)

– Попробуйте рисовать одновременно двумя руками без карандаша в воздухе. Как дирижер без палочки. Послушайте музыку и продирижируйте ее. От адажио (медленного темпа) до престиссимо (самого быстрого темпа). От пиано (тихого звучания) до престиссимо.

– Укрепите лист бумаги на стене. Возьмите две разные краски. Используйте мел, фломастеры, карандаши. Начинайте вести обоими карандашами от центра листа и рисуйте одну и ту же фигуру двумя руками в зеркальном отображении. Со временем перейдите на меньшие форматы. Используйте доску для рисования.

Рисование двумя руками: активизирует координацию глаз и рук; развивает ориентацию в пространстве (особенно понятие «левое» – «правое»); расширяет периферийное зрение.

Школа перекрестных танцев

Если вы устали, нервничаете или не можете сконцентрироваться, вам всегда поможет танец.

Важно, чтобы движения проходили «через крест». Если вы протягиваете левую руку, то одновременно протягивайте правую ногу, если вы трясете левой ногой, делайте парящие движения правой рукой…

В.С. Лосева предлагает упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие, для детей дошкольного возраста в домашних условиях и детском саду [10].

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве: дома босиком по шершавой поверхности, например по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками – мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т.д.

3. Из положения, сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

4. Хождение на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед), ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.

8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.

9. «Утюжки». Сидя на полу, потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем круговые движения.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) в течение трех минут.

Для оздоровления детей в домашних условиях, во дворе, на даче целесообразно использовать авторские подвижные игры Страковской В.Л.[20]:

С незначительной и умеренной нагрузкой: « Перекатывание шаров», «Найди и промолчи», «Зайка серый умывается», «Хомячки», «Кто летает», «Мячи разные кидаем»;

C умеренной и тонизирующей нагрузкой: «Журавли и лягушки», «Мыши в кладовой», «Цветные автомобили», «Ходим в шляпах», «Рыбаки и рыбки», «Карусели», «Море волнуется», «Метание мешочков», «Волк»;

С тонизирующей и тренирующей нагрузкой: «Наседка и цыплята», «Пчелы и медведь», «Лохматый пес», «По ровненькой дорожке», «Школа мяча», «Пузырь», «Гуси-лебеди», «Ловишки», «Мой веселый звонкий мяч», «Бездомный заяц», «Тачки», «Мы веселые ребята».

ГолицынА Н.С., Утробина К.К. предлагают игры, которые создают интерес к физическим упражнениям [13], [14], [20], [21], [23].

Поехали, поехали с орехами, с орехами к дедке по репку, по пареньку, по сладеньку, по горботеньку. – Легкий бег по одному или парами (лошадь и извозчик)

Будь послушным, ишь, какой,

Нам не справиться с тобой.

– Подъем на носки и возвращение в исходное положение. Приседание. Дети грозят пальцем.

Шалтай- Болтай сидел на стене,

Шалтай- Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Переменный шаг вправо, переменный шаг влево. Шаг на месте, высоко поднимая колени. Подскоки вокруг себя с остановкой в конце строки.

Забота о правильном, своевременном психофизическом развитии ребенка и его здоровье должна выражаться в следующем:

  1. удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
  2. обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для дошкольного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
  3. сформировать навыки в разных видах движений;
  4. способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
  5. стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
  6. создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Родители и педагоги «вооруженные» единой программой физического воспитания, несомненно, достигнут желаемого результата.

Разработанное психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста не только позволяют на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма и повышению их физической подготовленности; стимулирует самореализацию каждого и взаимообогащение всех. Модель системы взаимодействия способствует созданию микроклимата, в основе которого – уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического, социального. Что в свою очередь говорит о достижении цели физического воспитания, предусматривающей воспитание здорового всесторонне гармонично физически развитого ребенка.

1. Баллингер Эрих. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в шк.- М.: Просвещение, 1996.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4-5. М.: 1983.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования, – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.

5. Иванов В.А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме дошкольных учреждений. – Красноярск: ПИК «Офсет», 1997.

6. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997.

7. Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки // Дошкольное воспитание, №12-1998.

8. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание, №11-2002.

9. Кузнецова М. Контрастное закаливание // Дошкольное воспитание, №12-2001.

10. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

11. Маханева М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе.- М.: АРКТИ, 2004.

12. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1998.

13. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

14. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

15. Понаморев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). «Спарт» 1992.

16. Рукова М. Особенности организации занятий по физкультуре // Дошкольное воспитание, №9-2002.

17. Рунова М., Пукинская М. Активный отдых – физкультурные праздники и досуги // Дошкольное воспитание, №12-2001.

18. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. Редактор Усаков В.И. Красноярск 1996.

19. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /Сост. С.С.Бычкова. АРКТИ, 2002.

20. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.

21. Утробина К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. -М.: ГНОМ, 2004

22. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

23. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Методическое пособие.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.

Физическое воспитание детей

В данном разделе собрана разнообразная литература, повествующая о методиках физического воспитания детей. Также смотрите тематическую литературу в разделе нашей библиотеки “Детское воспитание и обучение”

Имя человека влияет на все аспекты его жизни, в том числе и на состояние его здоровья. Неудачно выбранное имя вполне может спровоцировать развитие какого-либо заболевания

Имя оказывает огромное влияние на характер человека. Оно способно смягчить или усилить имеющиеся наклонности и черты, и даже оказывает влияние на положение человека в обществе.

Наряду с характером, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить свою карьеру. Имя может помочь или помешать достижению целей.

Если в имени заложена информация, противоречащая базовым свойствам личности своего носителя, то такое имя мешает проявиться талантам и усиливает имеющиеся недостатки.

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Уразова А.Р., ассистент кафедры теории и методики дошкольного воспитания Челябинского государственного педагогического университета

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, рахзвитие физических способностей человека. Любая культура предполагает творческое начало, поэтому под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенкав, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. Многие специаличты считают, что то или иное заболевание – это расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.

С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребнка приводит к нездоровью. Задача взрослых, в первую очередь родителей, чтобы достичь здоровье необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества оюеспечивает состояние относительного здоровья.

Желание родителей – вырастить ребенка сильным, крепким и здоровым, что означает заложить фундамент в развитии здорового поколения в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т. п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).

Задания и объяснения должны быть ясными и четкими, давать их надо бодрым голосом и тут же показывать все движения. Упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например: «бабочка», «кошка», «машина». Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с детьми, — изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка. Количество повторений движений для дошкольников обычно колеблется от 2—3 до 10. После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха (30—60 с). Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день – объем 9500 движений (3 года), 15000 движений (7 лет); интенсивность 55-65 движений в минуту. Активная двигательная деятельность детей в режиме дня должна составлять 3,5-4 часа в день.

Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда ими занимаются систематически. Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребенка.

Обязательными формами физического воспитания должны стать утренняя гимнастика в сочетании с закаливающими процедурами, физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, а также в домашнем спортивном уголке совместно с родителями. При этом не только решаются вопросы оздоровления, но и появляется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, воспитывается самостоятельность в их выполнении, формируются навыки целесообразной организации свободного времени и т.д. Все это чрезвычайно важно для развития характера ребенка.

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, – одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

Основное требование к режиму – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Очень важно контролировать осанку своего ребенка раз в пол года самостоятельно, не прибегая к помощи врача. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены. Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет нашей жизни. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутрненних органов и систем организма ребенка.

При обследовании осанки ребенка необходимо обратить внимание на то, симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами и сами ягодицы при расположении ребенка стоя. Если они находятся на разной высоте, есть причина для беспокойства! Попросите ребенка достать руками до пола, выгнув спину. Проверьте, нет ли вдоль поясничных позвонков валиков, не торчат ли лопатки. Посмотрите на ребенка сбоку и проверьте, не сутулится ли он, попросите его наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее сначала в одну, затем в другую сторону. Убедитесь, что объем движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения. Необходимо следить за осанкой вместе с ребенком, используя для этого специальные приемы и упражнения.

Очень важно следить за формированием сводов стопы у детей. Согласно анатомо-физиологическим особенностям окончательно стопа формируется у ребенка к 7-8 годам. Плоскостопие считается одним из самых распространенных заболеваний у детей. На появление плоскостопия у детей оказывает существенное влияние неправильный выбор обуви.

Обувь у ребенка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твердым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов. Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке и не мешала естественному развитию ноги, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости.

По весу обувь должна быть максимально легкой, достаточно жесткой, с хорошим задником, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм. При определении размера обуви ребенка необходимо руководствоваться длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (первого или второго).

Большое значение имеет создание условий, способствующих физическому развитию и совершенстванию ребенка. Важно развивать двигательные способности детей, чтобы они могли овладеть жизненно важными двигательными навыками, уделять большое внимание привитию навыков гигиены занятий физическими упражнениями (посещение туалета перед занятиями физическими упражнениями, забота о чистоте тела, спортивной одежды, обуви, игрушек и т. д.). От этого во многом зависит здоровье детей, нашего будущего!

Источники:
Воспитание детей в семье
Физическое воспитание детей Советской стране, идущей к коммунизму, нужны физически крепкие люди, мужественные и энергичные, всегда готовые к труду и обороне своего отечества. Поэтому
http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo/9.htm
Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Неблагоприятные эколого-климатические условия г. Канска приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. Комплексный подход в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в преемственности семьи и детского сада – приоритетное направление деятельности инструктора по физической культуре ДОУ. Разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
http://festival.1september.ru/articles/417441/
Физическое воспитание детей
Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста
http://www.detskiysad.ru/fizvos.html
Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье
Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье Уразова А.Р., ассистент кафедры теории и методики дошкольного воспитания Челябинского государственного педагогического университета
http://www.minobr74.ru/LegalActs/OnPrint/5152