Физическое развитие детей

Малыши до 1 года

Приближается самый радостный и самый ответственный праздник в вашей семье – первый день рождения годовалого малыша. Предыдущий год был для него очень трудным и ответственным, ведь нужно было преодолеть огромную жизненную программу.

Как помочь малышу до 1 года?

Весь этот период родители с интересом и волнением следили за развитием крохи: чтобы вовремя начал переворачиваться, сидеть, ползать, делать первые шаги, говорить первые слова и т.д. И вот настало время подвести итоги, чему же мы научились.

Пожалуй, большая часть усилий малыша в первый год жизни направлена на приобретение основных физических навыков. Поэтому и говорить будем прежде всего о них.

Годовалый ребенок уже хорошо стоит на ногах, взбирается по ступенькам на четвереньках, умеет держать двумя руками легкие предметы и делать при этом несколько шагов. Территория передвижения детей в это время значительно увеличивается до размеров всей квартиры или дома. Поэтому мамы, привыкшие к постоянному нахождению ребенка в одной комнате, должны приспособить остальное пространство для игр малыша.

Необходимо убрать повыше или спрятать все опасные для жизни ребенка предметы (ножницы, ножи, иголки), позаботиться о чистоте пола. Если кроха добрался до содержимого банок с крупой, кастрюль, ложек и вилок, не следует ругать его: лучше вообще уберите нежелательные предметы из поля его зрения.

Энергию малыша необходимо строго контролировать, если не хотите, чтобы в вашем доме поселился полтергейст. Развитием ребенка 1 года следует заниматься активно и кропотливо. Предлагайте ему различные игры и обязательно при этом сами участвуйте в игре.

Не бросайте малыша одного наедине с игрушками.Во-первых, он может получить травму; во-вторых, такие занятия явно не пойдут ему на пользу.

  • Для совершенствования навыков хождения и мелкой моторики предложим следующие несложные упражнения. Разложите на полу, под столом, на диване игрушки или интересные красочные предметы. Пусть ребенок ходит по комнате, пытается достать вещи под столом, карабкается на кровать – все это способствует укреплению мышц ног и стимулирует сообразительность.
  • Покажите малышу надувной мяч: пусть он катит игрушку перед собой, подталкивая ее руками или ногами.
  • Для развития мелкой моторики покажите ребенку, как собрать пирамидку, пусть перекладывает небольшие предметы из одной коробки в другую, заворачивает куклу, открывает и закрывает матрешку.
  • Начальный курс лепки можно организовать с помощью весёлых игр с обычным тестом, из которого ребенок будет лепить колбаски и шарики и не только. Подобные игры стимулируют не только физическое, но и логическое мышление, формируют пространственные представления.
  • Почаще показывайте малышу что-то новое. Пробуйте танцевать с ребенком. В 1 год дети быстро схватывают увиденное, и очень скоро кроха повторит показанное вами. Конечно, движения должны быть несложными. Малышу ведь всего 1 год!
  • Развивайте также физические способности с помощью легких физических упражнений. Ежедневная зарядка по утрам эффективно поможет Вам в этом вопросе.

Не менее феноменальные успехи делает малыш и в развитии речи. Он понимает гораздо больше слов, которые говорят взрослые в его присутствии и реагирует на них эмоциями, движениями, даже если эти слова ребенок еще не может произнести.

По просьбе родителей он безошибочно находит окружающие его предметы, элементы своей одежды, показывает части тела на себе или кукле.

У многих детей к этому времени входят в употребление первые несколько слов (мама, папа, дай, ляля и др.). Взрослые не могут не заметить, что малыш выучился объединять некоторые вещи, явления в одну категорию (например, кукла, зайчик – игрушки).

Этот навык проявляется и в умении сопоставлять увиденное в реальности и на картинке (малыш в коляске на улице и младенец на рисунке).

  • Стимулируйте развитие этих способностей, показывайте ребенку как можно больше аналогов одного и того же предмета, животного в мультфильмах, в реальности, на изображениях, называя одним и тем же словом. У меня на блоге Вы можете скачать различные тематические карточки — картинки с разнообразными детскими игрушками, с помощью которых Вы можете рассказать ребенку какие бывают игрушки, картинки с одеждой для малышей познакомят Вашего ребенка с различными видами одежды от зимней до летней, транспорт для детей — картинки с изображением различных видов транспорта, фотографии с частями тела человека также расскажут ребенку какие бывают части тела у человека, музыкальные инструменты — познакомят малыша с миром музыки, картинки с овощами и фруктами и конечно же, карточки с животными понравятся любому малышу.
  • Полезно вводить в речь малыша звукоподражания, обозначая явления звуками, которые они производят (машина в-в-в; собака ав-ав).
  • Не поленитесь купить своему крохе альбом по развитию речи или любую другую детскую книгу для развития ребенка 1 года. Очень хорошие книги до года есть у Школы семи Гномов. Это серия из двенадцать тоненьких книжечек с рекомендация для родителей и заданиями для малышей до 1 года.
  • Заниматься с малышом без дополнительного дидактического материала становится все сложнее. Поэтому не пожалейте небольшой части вашего семейного бюджета на приобретение книги, говорящей электронной игрушки и др. Подобные приспособления облегчат выполнение задачи.
  • Если Вы занимаетесь по методике Домана, Вам также будут полезны и мои видео презентации про части тела человека, про животных с их голосами — видео ролик про диких животных с их голосами, про геометрические фигуры — небольшой видео ролик про основные геометрические фигуры для малышей. Они расширят кругозор Вашего ребенка, познакомят с новыми словами. Помимо этих видео Вы можете также посмотреть видео про домашних животных, про Планеты Солнечной системы, ноты и многое другое.
  • Очень эффективны также в возрасте от 1 года музыкальные занятия по методике Железновой. Под веселую музыку малыш пробует повторять определенные движения пальчиками рук, а также подпевать веселые песенки используя звукоподражание.
  • Не забывайте также о важности развития мелкой моторики пальцев рук в этом возрасте. Чем развитее пальчики рук малыша, тем быстрее он начнет говорить, так как центр отвечающие за движение пальцев рук и центр, отвечающий за развитие речи находятся рядом в головном мозгу человека и непосредственно зависят от друг друга. Здесь Вам поможет огромная подробка моих материалов по методике раннего развития Марии Монтессори.

Главная особенность психологического развития этого периода – первые проявления самостоятельности.

Однако малыш еще не умеет контролировать эмоции.

Если ему чего-то хочется здесь и сейчас, а получить желаемое не удается, он начинает махать ножками, кричать, падать на пол, добиваясь таким образом своего. Следует в устной форме согласиться с ребенком – пусть он убедится, что вы его понимаете, – успокоить, а затем переключить внимание на другое занятие или предмет, попытаться объяснить крохе, что вы хотите.

Малыш должен иметь возможность выбора. Если у вас намечена прогулка, покажите ему несколько штаников или кофточек, которые он мог бы одеть: пусть сам отберет то, что по душе.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка в этом возрасте заниматься тем, что ему не по нраву. Рискуете отбить охоту от подобного вида деятельности на всю жизнь. В случае если это занятие необходимо, заинтересуйте малыша, вовлеките в само действо, и тогда заставлять не будет необходимости. Воспоминания о «насилии» могут остаться в подсознании на всю жизнь и будут диктовать человеку стиль поведения. Подождите 2-3 месяца: ребенок осознает себя как личность, поймет, что к его желаниям и требованиям прислушиваются, уважают, и начнет спокойнее относиться к своим внутренним потребностям. Проявляйте любовь, ласку, играйте в тактильные игры: пусть малыш поборется с вами, побегает, поиграет в прятки и т.д. Займитесь массажем, зарядкой. Физические упражнения способствуют эмоциональной разгрузке. Ребенок станет спокойнее и уравновешеннее.

Развитие ребенка 1 года невозможно без общения не только со взрослыми, но и с детьми. И хотя участвовать в групповой игре малышу еще трудно, он активно тянется к обществу «себе подобных».

Как правило, у детей срабатывает «стадное чувство»: если один чем-то занят, к этому занятию подключается большинство окружающих. Не мешайте, это очень полезно для развития социальных навыков и обмена информацией, ведь для ребенка все ново в этом мире.

Занимаясь с малышом в этот период, помните, что самое главное для него – общение с вами, родительская любовь, понимание, снисходительность. Не забывайте, что вы уже так много прошли и испытали, а ребенок живет всего год.

Будьте мудрее: предъявляйте разумные требования и решайте проблемы без крика и насилия. У вас достаточно для этого опыта и знаний. Иначе бы вам не поручили ответственность за воспитание нового человечка на планете Земля.

Развивающие игры для детей учимся читать и считать таблица умножения

Параметры физического развития детей.

КВсех мам интересует насколько соответствует физическое развитие их ребенка его возрасту. Изучив эту статью, Вы сможете самостоятельно ответить на этот вопрос.

Физическое развитие детей- это процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма, а также их состояние в различные возрастные периоды. Состояние различных свойств организма Вашего ребенка определяет запас его физических сил, выносливость и дееспособность .

Физическое развитие человека обусловлено в первую очередь биологическими факторами, такими как ,наследственность, пол, возраст и т.д., но и социальными – материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, питание, воспитание, быт и прочие.

Оценка физического развития ребенка проводится на основании измерения тотальных размеров тела- роста, массы тела, окружности грудной клетки и головы.

Рост доношенного ребенка при рождении- около 50 см. Мальчики обычно несколько крупнее девочек. В первый год жизни рост ребенка увеличивается на 20-25 см ( 3 месяца на 8-9 см, 6 месяцев на 7-8 см , с 9 по 12 месяцы – на 8 см); за второй год – на 10 см, за третий – на 8 см, за четвертый и пятый годы- на 4-6 см. То есть рост ребенка к 5-6 годам по сравнению с ростом при рождении удваивается, а к 14-15 годам- утраивается.

Окружность грудной клетки:

Окружность грудной клетки изменяется неравномерно. Наиболее быстро она увеличивается в первые 3-4 месяца жизни ребенка ( 3-2,5 см за 1 месяц), затем прирост ее снижается и в конце года составляет около 0,5-0,4 см за 1 месяц. К концу первого года жизни окружность грудной клетки увеличивается на 12-15 см, достигая в среднем 46-48 см ; за второй и третий годы жизни – на 2-2,5 см, за четвертый – на 0,5-1 см, на пятом и шестом годах – на 2-2,5 см.

Окружность головы наиболее интенсивно увеличивается в первые 9 месяцев жизни ребенка ( на 3-3,5 см за 3 месяца). В дальнейшем ее прирост резко сокращается и за весь первый год жизни увеличивается на 10-12 см, а за второй и третий годы жизни – соответственно на 1 и 1,5 см.

Знание динамики нарастания массы тела, роста, и размеров отдельных частей тела очень важно для родителей и для определения клиники заболеваний сопутствующих развитию ребенка , так как степень физического развития в известной мере позволяет сделать заключение о функциональной способности всего организма и отдельных его частей и органов, а также выявить изъяны в режиме и питании. (см рисунок –«Эмпирические формулы физического развития детей»)

Физическое развитие детей

Российский государственный медицинский университет, г. Москва

При оценке физического развитая ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма, которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.

На рост и развитие ребёнка оказывают своё влияние как эндогенные факторы – здоровье родителей, так и факторы внешней среды – питание, заболевания, уход, воспитание и т.д. С тех пор как в практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более ранние сроки. Это явление получило название акселерации. Акселерация проявляется уже в большей массе плаценты и в большей длине и массе тела новорожденных. Так за 30-40 лет средняя длина новорожденных увеличилась на 1 см., а масса тела на 200-300 граммов. Масса тела грудных детей удваивается на 1-2 месяца раньше, окружность груди быстрее “обгоняет” окружность головы.

Дальнейшее изучение стандартов физического развития детей необходимо для раскрытия и понимания общебиологического процесса акселерации.

Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

Небольшие отклонения в состоянии здоровья матери во время беременности, самая разнообразная патология беременности и родов может оказать в дальнейшем неблагоприятное воздействие на физическое развитие ребёнка. После рождения процесс роста и развития у детей идёт неравномерно. Различают эндогенные и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения.

Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни – из щитовидной железы и с 3-4 лет – из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.

Экзогенные факторы – это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.

Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Отсюда значение воспитательной педагогической работы и особенно в области физического воспитания и организации образа жизни ребенка (достаточное пребывание на свежем воздухе, нормальный сон, активный двигательный режим).

Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики санитарного состояния всего населения, в том числе и детского. Поэтому показатели физического развития приобретают большое социально- гигиеническое значение.

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

Статические функции (двигательные умения ребенка);

Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

РОСТ. Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени. Рост и развитие детей считаются одним из лучших критериев состояния здоровья населения. Рост – отражение системного процесса развития. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени, замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов 1999 г.).

На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедлясь. Оценку антропометрических показателей производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным. Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах (или «коридорах») 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю) (см. табл. 1 и табл. 2).

Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года (табл. 3). У доношенных рождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем –48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

Таблица 3. Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни

Прибавка роста за месяц, см.

Прибавка роста за истекший период, см.

Месячная прибавка массы тела, гр.

Прибавка массы тела за истекший период, гр.

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см., однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.

Измерения роста ребенку на первом году жизни производят на горизонтальном ростомере. Измерения производят 2 человека. Измеряющий находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом. За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.

МАССА ТЕЛА. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г и в среднем равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает. Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3. Исходя из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где 50 – ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п – число месяцев жизни ребёнка минус три.

Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.

Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии – 400г. Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

У ребенка, родившегося с адаптивными показателями роста и массы тела, окружность головы составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни окружность головы должна «вырасти» на 4 см (т.е. в 3 месяца – 40 см.). За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается еще на 3 см и становится к 6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого родничка при рождении не должны превышать 2,5х3см, 3х3см.

Окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди – над бровями.

Для характеристики физического развития ребёнка большое значение имеет правильная оценка особенностей его грудной клетки, так как жизнедеятельность внутренних органов во многом зависит от формы и размеров последней. Нарастание окружности грудной клетки наиболее интенсивно происходит на первом году жизни, особенно в первые 6 месяцев.

У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном – на 1-2 см в год.

Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a у детей, у которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы. Более ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии, поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка. Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у остальных детей – к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.

Для оценки пропорциональности развития предложены некоторые антропометрические индексы (Чулицкой, Бругша, Эрисмана, Пирке и др.), которые используются для специальных исследований.

Поскольку на физическое развитие влияют многие факторы, действующие в течение длительного времени в разных экономико-географических районах страны, то физическое развитие может быть различным, поэтому возникает необходимость разрабатывать местные стандарты, т.е. условные нормы, полученные на основании обследования больших однородных групп детей.

СТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову, в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот, в 5,5 –6 месяцев – хорошо поворачивается с живота на спину, в 6 месяцев – сидит, если его посадили, в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам, в 9 месяцев – хорошо стоит, в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой, к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев.

СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ. Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

Каждый из использованных показателей, имея самостоятельное значение, не может служить критерием общего развития ребёнка, если он рассматривается изолированно, а не в связи с другими признаками. Половые различия и показатели физического развития на первом году жизни выражены незначительно.

Таким образом, под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и взаимозависимости от условий внешней среды и наследственных факторов.

Физическое развитие детей раннего возраста

Без, сомнения, все родители хотят, чтобы их ребенок вырос не только умным, но и здоровым, физически развитым. Как же этого добиться?

Физическое развитие ребёнка до года

Многие десятилетия считалось обязательным пеленать детей. В результате менее активные малыши смирно лежали крепко завёрнутые в пелёнки, а более подвижные изворачивались, пытаясь из раза в раз освободить ручки. Современная медицина считает, что с первых дней жизни малыш должен иметь возможность свободно двигаться – махать ручками, ножками, барахтаться, а потом и ползать. Но просто предоставить ребенку свободу, разрешить ему удовлетворять потребность в движении – это полдела. Физическое воспитание, как, впрочем, и любое другое, должно быть продуманным и четко спланированным.

Гимнастика и массаж не единственные составляющие полноценного физического развития ребёнка до года. Для взрослых, как правило, дотянуться до нужной вещи, поднять что-то с пола не кажется трудной задачей. А вот для малыша – это довольно тяжкий труд. Пробудите у малыша желание с рождения двигаться. Подвесьте над кроваткой яркую игрушку, так чтобы малыш мог до неё дотянуться. Игрушка должна нравиться крохе, иначе она не вызовет у него интерес. Вначале ребенок потянется к ней, затем попытается её погладить, толкнуть. Главное, чтобы малыш не уставал. Занятия должны быть ему в радость. Постепенно мышцы и суставы ребёнка станут крепче, а движения – согласованнее, лучше развиваются легкие и сердце, лучше работает желудок. Как правило, маленькие «спортсмены» более спокойны, крепче спят, у них хорошее настроение и аппетит.

Физическое развитие ребёнка после года

Малышу исполнился год, полтора – он научился ходить, твердо держится на ногах, даже бегает. Дети в этом возрасте еще не в состоянии выполнять упражнения по вашей команде, без предварительного показа, они для них – всего лишь часть интересной игры.

Положите на край стола игрушку – пусть ребенок изо всех сил тянется, чтобы достать ее. Разбросайте игрушки по полу – «Ах, какие непослушные, убежали. Ну-ка догони их и принеси мне!». Ребенок с удовольствием будет приседать, поднимать игрушки и бегать с ними к вам. Не забывайте про игры вроде «догоняю-догоняю-догоню». Играйте в них почаще, особенно во время прогулок. Ничего нет грустнее, чем картина, когда малыш, как маленький старичок, чинно идет с мамой за ручку по улице. Ему необходимо бегать, резвиться, а не прогуливаться! Да и вы, занимаясь с ребенком гимнастикой, будьте активным участником, а не пассивным наблюдателем.

Станет ребенок подрастать – раз и навсегда откажитесь от запретов и окриков, формирующих, по мнению многих матерей, «послушных детей»: «Не бегай! Не прыгай! Посидел бы спокойно!». Взрослые сдерживают естественную потребность здорового ребенка в движении, конечно же, из самых лучших побуждений – чтобы он не упал, не ушибся. Но эта потребность обусловлена самой жизнью. Все малыши любят, едва лишь научившись ходить, преодолевать препятствия: влезать на ступеньки и даже прыгать с них, карабкаться на стулья, на диваны… И все это без устали, десятки раз подряд. Многих родителей это раздражает, заставляет волноваться. Однако не стоит сердиться и пугаться, тормозя физическое развитие ребёнка. Лучше подстрахуйте своего малыша: поддержите, помогите взобраться на диван, подхватите вовремя. Маленькому организму мышечная активность просто необходима – как еда, сон, свежий воздух.

Физическое развитие ребёнка в 3 года

С 3-х лет для физического развития ребёнка полезны упражнения в висячем положении: они укрепляют мышцы спины и рук. Попробуйте, нагнувшись, дать ребенку обнять себя за шею, а выпрямившись – повиснуть на вашей шее. Покружите его и увидите, в какой неописуемый восторг придет ваш малыш. С 2-х лет можно поднимать ребенка за руки, а с 4-х – кружить над землей на вытянутых или полусогнутых руках. Отлично получается у малыша кружение с разбега, где взрослый подхватывает его под мышки.

Необходимо стараться развивать у ребенка чувство ритма – это очень пригодится ему в жизни. Лучшее средство для этого – конечно, танцы под музыку. Вообще, дети охотно танцуют, особенно со взрослыми. Причем, в них еще отсутствуют стеснительность и какие-либо ограничения, присущие взрослым. Так что танцуйте на здоровье!

В 3-4 года, помимо гимнастики-игры, с ребенком нужно заниматься утренней гимнастикой, ведь она хорошо восстанавливает после сна, заряжает организм энергией на целый день и дисциплинирует.

Конечно, каждый родитель сам выбирает методику физического развития, приемлемую для своего ребенка. Общее правило одно: не стоит ждать мгновенного «чуда» – нужно просто запастись терпением.

Источники:
Малыши до 1 года
Все о развитие ребенка до года. Что должен уметь делать ребенок до года, основные показатели в развитии.
http://steshka.ru/razvitie-rebenka-1-goda
Развивающие игры для детей учимся читать и считать таблица умножения
Теремок – детские игры, раскраски онлайн, английский для детей, таблица умножения. В Теремке множество развивающих игр для детей. Представленные игры позволят развить у ребенка логическое мышление, память, внимание, помогут выучить буквы, цифры.
http://www.teremoc.ru/fiz/fiz20.htm
Физическое развитие детей
ВОСПИТАТЕЛИ.РУ – физическое развитие детей. Раннее развитие и воспитание малыша.
http://www.vospitateli.ru/102.php
Физическое развитие детей раннего возраста
Без, сомнения, все родители хотят, чтобы их ребенок вырос не только умным, но и здоровым, физически развитым. Как же этого добиться? Физическое развитие ребёнка до года Многие десятилетия считалось обязательным пеленать детей. В результате менее активные малыши смирно лежали крепко завёрнутые …
http://woman.rutxt.ru/node/520