Эмоциональный интеллект

15 признаков высокого эмоционального интеллекта

В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.

Я часто думаю о том, почему некоторые умные люди так несчастны, почему лелеют свою депрессию и не просят о помощи, почему отказываются пойти хотя бы на небольшие перемены, почему ходят на нелюбимую работу и не пытаются наладить контакт с коллегами. Почему люди с невысоким уровнем IQ чаще бывают успешными и счастливыми, а вундеркинды оказываются в стороне. Оказалось, когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект, а не умственные способности. Именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей.

Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, делать карьеру, и достигать личных целей. Согласно сайту Психологос, эмоциональный интеллект — это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Тут совершенно не важно интроверт вы или экстраверт. Эмоционально развитым людям нравится наблюдать за поведением других, пытаться понять характеры и поступки окружающих. Они хорошо читают мимику и жесты. Таким людям нравится знакомиться и узнавать, они любознательны, испытывают симпатию и принимают тот факт, что все мы разные.

Уметь действовать согласно своим достоинствам и недостаткам — это большая редкость, но огромный плюс. Если вам доводилось встречать скучнейших людей, которые считают, что у них отличное чувство юмора, вы понимаете, о чем я. Эмоционально развитые люди совершенствуют сильные стороны и борются со слабыми, не давая последним руководить поступками и мешать отношениям.

Мы все испытываем эмоциональные спады, чувствуем грусть, разочарование, нас обижают. Чтобы вовремя придти в себя и успокоиться нам следует знать причину того, что нас расстраивает. Отрицательные эмоции не приходят из ниоткуда. Всегда есть то, что их вызвало. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают широким словарным запасом на тему эмоций. Они способны отличить раздражение, негодование, грусть, злость, волнение, тревогу. Если научиться правильно распознавать испытываемую эмоцию, с ней легче справиться, понять ее источник и не дать этому чувству руководить поступками и решениями.

Вы находите время помочь другим, даже когда сами торопитесь

Большинство времени мы полностью сосредоточены на себе, особенно, когда спешим. Умение замечать происходящее, видеть людей которые нуждаются в помощи и оказывать эту помощь также является отличительной чертой развитого эмоционального интеллекта. Иногда следует остановиться, чтобы заметить что-то очень важное.

Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам. Это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, лучше немного выждать, чтобы решения были максимально взвешены и эффективны.

Неудачи помогают развиваться, учат справляться со стрессом, адаптироваться. Без них успехи не приносили бы такого удовольствия. К сожалению, не все способны эффективно пережить неудачу. Не легко, не быстро, а именно эффективно. То есть не игнорировать, не зацикливаться на промахе, не начать бояться ошибок, не заниматься самобичеванием, а извлечь из неудачи максимум пользы, превратить ее в своего учителя и быть благодарным за полученный опыт.

Эмоционально развитый человек не игнорирует существование интуиции. Нет ничего страшного в том, чтобы рискнуть, пойти за внутренним голосом и посмотреть, куда он приведет. Как же еще проверить, что у вас хорошая интуиция?

Мы так часто жертвуем своими интересами ради других, что сбились со счета. Мы жертвуем интересами семьи, хорошим отдыхом, временем наедине с собой, чтобы выполнить чью-то просьбу. Люди начинают пользоваться этим, но мы не можем сказать нет из-за чувства ответственности и желания помочь. Иногда совсем не помешает мягко отказать в просьбе, если выполнение этой просьбы отнимет у вас что-то важное, либо если вы понимаете, что человек просто не хочет разбираться и ему проще повесить это на кого-то другого.

Вы хорошо адаптируетесь к новым условиями и не боитесь перемен

Эмоционально умные люди гибкие и постоянно адаптируются. Они часто выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к счастью. Если перемены мелькают на горизонте такие люди быстро формируют стратегический план адаптации.

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

Когда кто-то что-то дает, не ожидая ничего взамен, это производит мощное впечатление. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом никогда не делают что-либо в кредит и не думают о взаимозачетах.

Если это не ваша специальность, то иметь дело с трудными людьми — это сложно, неприятно и утомительно. Когда люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта работают с ядовитыми людьми, они постоянно помнят и контролируют свои эмоции, чтобы не поддаться манипуляции и не дать агрессии и разочарованию контролировать ситуацию. Такие люди понимают, что иррациональное поведение некоторых нельзя пытаться объяснить с точки зрения здравого смысла.

Как написала Анна Черных, перфекционизм, наверно, самый социально одобряемый невроз. И правда трудно себе представить, чтобы человека ругали за стремление к совершенству. Но как говорил горячо мной почитаемый Сальвадор Дали: Не бойтесь совершенства — вам его не достичь. Именно поэтому люди высокой эмоциональной культуры не делают перфекционизм своей целью. Пока совершенство является нашей целью — мы будем постоянно чувствовать себя неудачниками, что заставляет сдаться или перестать стараться. Лучше радоваться тому, чего вы достигли, а не зацикливаться на уровне, до которого не дотянули.

Время наедине с собой, смена занятий, отдых и релаксация помогают держать стресс под контролем и жить в настоящем. Нельзя посвящать себя работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Необходимо отвлекаться, отдыхать. Даже простое отключение телефона на час способно в разы снизить уровень стресса, не говоря уже о целом дне отдыха. Эмоционально развитые люди не несут работу домой и не обсуждают дом на работе.

Знаете, почему эмоционально развитым людям так приятно доверять и беседовать с ними? Они не просто слушают, они слышат, читают между строк, хорошо понимают завуалированную информацию и без лишних вопросов помогают справиться с ситуацией.

Каждый человек обладает эмоциональным интеллектом, хоть и трудно найти того, в ком все качества сочетались бы в полной мере. Если вам было интересно, в одной из следующих статей, я постараюсь рассказать о том, как развить свой эмоциональный интеллект.

15 признаков высокого эмоционального интеллекта : 31 комментарий

Спасибо большое за статью Вчера по телевизору набрела на передачу об эмоциональном интеллкте. Это для меня было открытие. Сегодня стала в интернете искать больше об этом. Из 15-ти перечисленных признаков у себя 100-процентных только 6. Работать есть над чем. Буду рада еще больше узнать в этом направлении

Всё по делу, кроме, пожалуй, успешности. В нашем обществе норма — психическая инфантильность, подавляющая часть людей застряла в раннем или позднем пубертате. Большинство руководителей — и госструктур, и муниципальных, и коммерческих, как раз «ядовитые». Распространённое выражение, что власть портит человека. Нет, это «испорченных» людей привлекает власть. И эмоционально зрелого человека подобная среда отторгает, как чуждого, либо в общении с подобными он сам рано или поздно отравится, выгорит. Поэтому говорить о каких-то карьерных выгодах для людей с развитым эмоциональным интеллектом неверно.

А по-вашему «дослужиться» до высокой должности в подобной структуре, это успех? Во-первых без некого уровня ЭИ, человеку это скорее всего не удастся. Во-вторых, можно ли будет это называть успехом?

Хочу благодаря Вам больше погрузиться в тему. Меня как врача интересуют ещё и проблемы психо-эмоционального выгорания. Хочу поискать корни патологии и ядовитости у тех , кто и себе не рад и другим доставляет неприятные минуты и часы. Ваш материал законспектировал и буду с ним взаимодействовать. Большая благодарность за труд!

Спасибо огромное за приятный комментарий, Николай! Удачи в ваших поисках :).

Часто ловила себя на мысли ,что далеко не все люди так же адекватно,с моей точки зрения, реагируют на ту или иную информацию.И всегда задавалась вопросом — почему?Может моя голова как то по-другому устроена,или с ними что-то не так…И прочитав вашу статью ,наконец поняла — это люди с не развитым эмоциональным интеллектом!Впервые столкнулась с этим термином,но зато всё встало на свои места!Мне часто указывали на излишнюю эмоциональность,при всём при этом ,я могла рационально объяснить мою реакцию на происходящее..т.е. объяснить связь : причина-следствие..Теперь я знаю дело не во мне ,а как раз наоборот…

Большое спасибо,вы дали мне шанс по другому взглянуть на мир и людей вокруг себя!!А себя не считать изгоем!!СПАСИБО!

Огромное спасибо за такой приятный комментарий, Ольга! Я и на себя часто смотрю с точки зрения эмоционального интеллекта и понимаю, почему мои реакции именно такие.

Спасибо большое Мария! Теперь мне понятна стала в чем причины разного поведения между мной и моим родным братом! Отличная, важная статья!

Спасибо за комментарий, Татьяна! Очень рада, что статья оказалась полезной ??

О да, замечательная статья! Гордость не мое, но очень много нашлось обо мне. Вот и нашел я ответы на свои вопросы. Спасибо!

Спасибо большое, Эдуард! Это же здорово, когда есть, чем гордиться ??

Занятная статья, спасибо! Все-таки EQ присутствует. Не подскажете, как его повысить?

Спасибо, Ирина! У Тревиса Бредберри есть хорошая книга Эмоциональный интеллект 2.0.

Давно об этом слышал. Вот только сейчас начал интересоваться Emotional intelligence и попал на эту публикацию.

Распечатаю и детальнее осмыслю.

Благодарю автора за материал.

Рада, что статья оказалась полезной. Спасибо за комментарий )

У меня с уверенностью 6. Ещё 3 туда-сюда. Я не сильно эмоциональна, вероятно.

Я думаю, при желании все можно развить. А если это не мешает счастью, то вообще отлично :).

Статья очень хорошая. В России начали обучать владениями всеми 15 признаками в Нижнем Новгороде . А при беседе с ядовитыми людьми надо дышать и наблюдать за дыханием . Очень помогает.

Спасибо за совет, Татьяна! Радостно знать, что эмоциональному интеллекту начали уделять внимание :).

Добрый день. Статья супер. Скажите , пожалуйста, а как развить или повысить эмоциональный интеллект?

Здравствуйте, Олеся! Спасибо. Для развития эмоционального интеллекта есть специальные онлайн тренинги, этим также занимаются так называемые коучи, психологи. А можно просто почитать специальную литературу. Например, Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ Дэниэла Гоулмана. Развить эмоциональный интеллект помогает психотерапия и любые действия, направленные на самопознание, наблюдение за своими чувствами. Мне в этом очень помог личный блог.

А как повысит EQ у девочки 12 лет? Можете посоветовать что-нибудь из литературы почитать?

Я сама ничего на тему эмоционального интеллекта у детей не читала, поэтому, к сожалению, посоветовать не могу. Вот есть статья, в которой упоминается несколько книг на эту тему, надеюсь, пригодится:

Чудесная статья!) Начала читать с некоторым волнением. Оказывается, у меня есть 14 из 15 пунктов. Осталось подружиться с одним)

Виктория, это же прекрасно! По-белому вам завидую))) Не расколитесь про недостающее качество? ))

А у меня только 9 из 15-ти совпало. Совсем не умею отключаться, а уж нейтрализовывать ядовитых людей вообще не получается. Знать бы «ключики» для развития этих способностей. В теории вроде выглядит несложно, но на деле — эмоции мешают действовать.

Еще как мешают! Но ведь они и делают нас уникальными. Мне кажется, если бы все обладали одинаковым набором качеств, жить было бы очень скучно. Но мы друг друга дополняем. А еще, обычно недостаток одних качеств компенсируется наличием других, возможно еще более полезных! Постараюсь поискать и опубликовать «ключики» в одной из статей.

Nika, дорогая! Эмоции не мешают действовать. Действовать мешают наши предрассудки и комплексы. Ни один актер на сцене не будет эмоционально играть свою роль так, что после выступления весь зал содрогнется от этой игры, если он не будет внутренне свободным человеком. Просто, у многих из нас так сложилась жизнь, что мы не можем никак высвободиться от мусора, отрицательных эмоций, которые мы получили из вне. Эмоции помогают добиваться больших успехов, особенно актерам и артистам. Чем более эмоциональны они на сцене, тем более любимы своей публикой.

Маша, пост потрясающий! Это та тема, на которую я могу говорить бесконечно)) Обидно, что в России мало кто знает об эмоциональном коэффициенте и, соответственно, его прокачивает. Я сама частенько говорю своим студентам (особенно ярким, но отстающим в учебе =), что у них есть что-то поважнее высокого IQ, у них высокий EQ, а с таким гораздо проще жить, быть успешным (а уж если бонусом и IQ неплохой — так и тем более=).

И да, все правда, что не обязательно быть экстравертом для того, чтоб иметь высокий уровень эмоционального коэффициента. При должных упражнениях его развивать очень просто. Я вот, кстати, как раз пример интроверта (или амбиверта) с неплохим EQ, при такой комбинации мало кто догадывается, что я не экстраверт))

Правда, замечательный пост, буду рада почитать что-то еще подобное!

Большое спасибо за комментарий, Марина! Я и сама амбиверт. Вроде бы с EQ у меня не все плохо, но адаптабильность и иммунитет к ядовитым людям хотелось бы прокачать )). Поэтому с удовольствием поисследую тему и поделюсь результатом в одной и будущих статей.

Эмоциональный интеллект

Эмоциона?льный интелле?кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [1] .

Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности [2] .

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» [3] .

Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. [4] Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. [5]

Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций. [6]

Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта, появились ещё задолго до Второй мировой войны. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми». [2] . В 1926 году был создан первый получивший широкое распространение тест (тест-анкета) для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test. Попытки измерения социального интеллекта продолжились в следующие десять лет, хотя, по заключению Роберта Торндайка (англ. Robert Thorndike ) и Сола Стерна (англ. Saul Stern ), написавших обзор методов измерения социального интеллекта в 1937 году, эти попытки не увенчались успехом. [2]

Важный вклад в исследование интеллекта внёс Дэвид Уэкслер (англ. David Wechsler ), который рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека. [7] Влияние Дэвида Уэкслера, много занимавшегося разработкой тестов интеллекта, сохранялось и в начале второй половины XX века, когда доминирующей в психологии стала теория бихевиоризма. [2]

В 1960-х впервые стало фигурировать понятие именно эмоционального интеллекта. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Б. Лойнера Emotional intelligence and emancipation.

В 1975 году Клод Штайнер (англ. Claude Steiner ), один из основателей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy (изд. Avon Books, Нью-Йорк, 1997).

Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер (англ. Howard Gardner ) опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1985 году Уэйн Пэйн опубликовал работу A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence, посвящённую развитию эмоционального интеллекта. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient , по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ ). Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence ), фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. [2] После выхода этой статьи теория эмоционального интеллекта привлекла большое внимание, последовала масса публикаций на тему эмоционального интеллекта.

В 1995 году научный журналист Дэниэл Гоулман (англ. Daniel Goleman ) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

В начале XXI веке разработка концепции эмоционального интеллекта продолжилась, многие новые публикации по этой теме сделали Петр Соловей (Петер Саловей), Джон Майер, Говард Гарднер, Константин Васили Петридис.

Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана (см. ниже). Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон.

Майер, Соловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [8] :

Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. [9] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов [10] :

  1. Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
  2. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
  3. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.
  4. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

Три теста-опросника было создано на основе модели Гоулмана: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).

Модель Рувена Бар-Она (англ. Reuven Bar-On ) была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей: [11] [12]

Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EQ, возможно, является причиной всего лишь 1—10 % (согласно другим данным — 2—25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию, заключается в том, что эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным. [13] .

С другой стороны все модели эмоционального интеллекта критикуют за достаточно произвольное добавление в них компонентов. И хотя нет сомнений, что все эти компоненты действительно влияют на успех человека в жизни и особенно в карьере, но для подачи этого как научной теории требуется установить некий чёткий принцип, на основе которого можно было бы структурировать понятие эмоционального интеллекта, а в отсутствии этого принципа понятие эмоционального интеллекта превращается лишь в произвольный набор факторов, влияющих на жизнь человека. [14]

Большого объёма персональной критики удостоился Дэниэл Гоулман, которого с момента выхода его первой книги обвиняют в нехватке системного научного подхода, недостатке ссылок на источники при заимствованиях и в чрезмерной коммерциализации понятия эмоционального интеллекта. [15]

Источники:
15 признаков высокого эмоционального интеллекта
В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.
http://theazbel.com/emotional-intelligence-signs/
Эмоциональный интеллект
Эмоциона?льный интелле?кт ( ЭИ ; англ. emotional intelligence, EI ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82