Духовный кризис

Полезное

Духовный кризис

Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального [1] . Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием.

Большинство психологов, занимавшихся кризисной психологией, как отечественных (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Р. А. Ахмеров, В. Ф. Василюк, С. Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Р. Ассаджиоли, Т. и Э. Йоманс, К. и С. Гроф, Д. Тайарст, К. Г. Юнг, Дж. Якобсон и др.), считают кризис предпосылкой важнейших личностных изменений, которые могут быть как положительными (конструктивными, созидательными, интегрирующими), так и негативными (деструктивными, разрушительными, разъединяющими) [2] .

В научном сообществе нет однозначного определения термина «духовный кризис», поэтому представители различных направлений психологии употребляют его в разных значениях, а также используют близкие по смыслу термины, описывающие отдельные стороны этого явления: «психодуховный кризис», «трансперсональный духовный кризис», «экзистенциальный кризис» [1] .

Наибольшую известность в мире получила концепция духовного кризиса, разработанная представителями трансперсональной психологии Кристиной Гроф и Станиславом Грофом. Трансперсональная психология говорит о духовном кризисе, как о неординарном состоянии ума, достигающем психотических масштабов, и сравнивает это состояние с теми состояниями, которые описываются в мистических традициях всего мира.

Однако некоторые исследователи считают такое понимание духовного кризиса ограниченным, поскольку в ряде работ (А. Г. Амбрумова, В. В. Козлов, И. Ялом и др.) приведены данные, свидетельствующие о том, что переживание трансформации внутреннего мира возможно и в отсутствие каких-либо мистических переживаний.

В. В. Козлов в соответствии со своей классификацией трёх базовых подструктур личности (Я-материальное, Я-социальное и Я-духовное) разделил кризисные состояния на три вида: материальные, социальные и духовные. На основании контент-анализа он выделил в качестве ведущих паттернов переживаний, характерных для духовных кризисов следующие: обращение к Богу, размышление о смысле жизни, изменение системы ценностей, чувство одиночества и ощущение несправедливости жизни [3] . Козлов использует термин «психодуховный кризис» наряду с его терминологическим упрощением «духовный кризис».

Экзистенциальные психологи говорят об экзистенциальном кризисе и выделяют базовые категории жизни человека: свобода, смерть (страх смерти), бессмысленность, одиночество, вина и ответственность. Категориями эти понятия называются в связи с тем, что обусловливают всё человеческое бытие. Поскольку они составляют ядро человека, то находятся в его духовном «Я», и порождаемые ими конфликты с большой степенью вероятности могут привести к возникновению духовного кризиса [1] .

До середины 70-х гг. XX века в психиатрии доминировало мнение о том, что духовный или мистический опыт служит свидетельством душевной болезни [4] . Однако это мнение подвергалось критике со стороны многих известных психиатров. В частности, Р. Д. Лэйнг доказывал, что ряд психических проблем может быть проявлением трансцендентального опыта, имеющего духовные и оздоровительные аспекты. Артур Дж. Дейкман предложил термин «мистический психоз» для обозначения психотических проявлений, по ряду признаков близких к мистическому опыту.

В психологии, начиная с работ Р. Ассаджиоли и К. Г. Юнга, активно развивалась идея о том, что многие эпизоды необычного состояния сознания (экстраординарные эмоциональные и физические ощущения, видения, необыкновенные мыслительные процессы и т.д.) не обязательно следует считать симптомами болезни в медицинском смысле. Их можно рассматривать как проявления эволюции сознания, описанной в различных мистических учениях мира [2] .

В 1980 году Кристина Гроф основала Сеть духовной помощи СЕН, (Spiritual Emergency Network, SEN), организацию, призванную поддерживать людей во время духовного кризиса путём предоставления им возможности связи с профессиональными психиатрами и психологами. Филиалы этой сети в настоящее время существуют во многих странах.

В 1991 году Сеть духовной помощи предложила Американской психиатрической ассоциации ввести новую диагностическую категорию, которая повысила бы качество диагностики в случаях, связанных с религией и/или духовностью. Это предложение было принято, и в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-IV была включена диагностическая категория «религиозные или духовные проблемы» (Religious or Spiritual Problems). Данный факт стал свидетельством важного и назревшего сдвига в отношении психологов и психиатров к той роли, какую играют в человеческой жизни религия и духовность [5] . Знаками признания трансперсональной парадигмы духовного кризиса профессиональным психиатрическим сообществом Великобритании [6] стали создание в 1999 году Группы интересов в области психиатрии и духовности (Interest Group in Spirituality and Psychiatry [7] ) в Королевском колледже психиатров (англ.) русск. , а также создание отделения Сети духовной помощи (Spiritual Crisis Network) [8] .

Духовный кризис

И, подобно всем тем, кто обмирает от избытка удовольствия и восторга, душа, как бы без сознания, покоится в божественных руках и на божественной груди. Ей больше ничего не нужно, кроме как отдаться наслаждению, питаясь молоком божественного. Это небесное опьянение, которое радует и ужасает ее одновременно. это святое безумие.

Святая Тереза Авильская,

«Мысли о божественной любви

В современном обществе духовные ценности обычно заменяются материалистическим мировоззрением и по большей части игнорируются. Но сейчас становится все более очевидно, что страстное стремление к трансценденции и потребность во внутреннем развитии — это неотъемлемые и нормальные аспекты человеческой природы. Мистические состояния могут быть чрезвычайно целительными и оказывать важное положительное воздействие на жизнь человека, который их переживает.

Более того, многие трудные эпизоды неординарных состояний сознания можно рассматривать как кризисы духовной трансформации и духовного раскрытия. Бурные переживания такого типа — «духовные кризисы», как мы их называем, — неоднократно описывались в литературе священных традиций всех эпох как тяжелые участки движения по мистическому пути.

Духовные кризисы можно определить как переломные и эмпирически трудные этапы глубокого психологического преображения, затрагивающего все существо индивида. Они имеют форму неординарных состояний сознания и связаны с сильными эмоциями, яркими видениями и другими изменениями чуственного восприятия, с необычными мыслями, а также разнообразными физическими проявлениями. Эти эпизоды нередко ассоциируются с духовными темами; они включают в себя последовательности психологической смерти и возрождения, переживания, которые кажутся воспоминаниями прошлых жизней, чувства единства с Вселенной, встречи с различными мифологическими существами и другие сходные мотивы.

В большинстве случаев человек способен определить, какая ситуация, судя по всему, дала начало кризису трансформации. Это может быть какой-то первичный физический фактор — болезнь, авария, операция, предельная физическая нагрузка или длительное отсутствие сна. Такого рода обстоятельства снижают психологическую сопротивляемость, ослабляя организм, и, вдобавок, служат убедительным напоминанием о смерти и о хрупкости человеческой жизни. Самый драматический пример в данной категории — это духовный кризис после опыта близости смерти, связанного с тяжелым биологическим кризисом, который опосредует доступ к очень глубоким трансцендентным переживаниям.

У женщин кризис трансформации может быть вызван сочетанием физического и эмоционального стресса во время рождения ребенка. Поскольку роды — это ситуация, связанная с потенциальной угрозой для жизни, в каждом рождении имеется элемент смерти; таким образом, этот опыт подводит мать к самым пределам индивидуального существования — к его началу и концу. Кроме того, это и граница раздела между личностным и надличностным. В некоторых случаях аналогичную роль может сыграть аборт или выкидыш.

В других случаях духовный кризис может начинаться с сильных эмоциональных переживаний, в особенности связанных с серьезной утратой. Это могут быть конец значимых любовных отношений, развод или смерть ребенка, кого-то из родителей, либо другого близкого родственника. Реже такому кризису непосредственно предшествует внезапный финансовый крах, серия неудач или потеря важной работы.

У индивидов, предрасположенных к духовному кризису, последней каплей может оказаться опыт употребления психотропных препаратов, либо интенсивный сеанс психотерапии. Бывали случаи, когда кризис трансформации начинался в кресле дантиста при удалении зуба под наркозом с помощью закиси азота*. Эпоха беспорядочных и бесконтрольных экспериментов с психоделическими веществами привела многих людей к духовному раскрытию, а некоторых — и к духовному кризису. Кроме того, мы сталкивались с ситуациями, когда провоцирующую роль играло лекарство, назначенное по медицинским показаниям.

Сеанс гипноза, проводимый с целью облегчения мучительных мигреней, также может неожиданно привести к переживаниям смерти и возрождения, «памяти прошлых жизней» и других духовных сфер психики, с которыми, порой, бывает трудно справиться. То же относится и к сеансам эмпирической психотерапии**, в которых не удалось достичь успешного разрешения внутренних конфликтов.

Наблюдаемый широкий спектр факторов, провоцирующих духовный кризис, ясно указывает на то, что внешние стимулы гораздо менее важны, чем готовность самого индивида к внутренней трансформации. Но если мы все же ищем общий знаменатель или типичную черту ситуаций, вызывающих духовный кризис, то обнаруживаем, что все они связаны с радикальным сдвигом равновесия между сознательными и бессознательными процессами. Происходит нечто, благоприятствующее бессознательной динамике в такой степени, что она подавляет обычное осознание. Иногда защитные механизмы «эго» могут быть ослаблены биологической опасностью; в других случаях психологическая травма препятствует направленным вовне усилиям индивида, переориентируя его на внутренний мир.

Наиболее важным катализатором духовных кризисов служит глубокая увлеченность той или иной духовной практикой. Многие из этих практик фактически специально предназначены для того, чтобы способствовать мистическим переживаниям, изолируя искателя от внешних влияний и ориентируя его на внутренние пространства. Нетрудно представить себе духовные импульсы, возникающие при активных видах богослужения — таких, как трансовые танцы, суфийское верчение, громкий барабанный бой, пение молитв или непрерывное скандирование. Но кризисы трансформации могут вызываться и менее драматическими формами практики, например: медитацией сидя или в движении, созерцанием или благочестивой молитвой.

По мере того как растет популярность восточных и западных духовных дисциплин, у все большего числа людей духовный кризис оказывается непосредственно связанным с той или иной практикой. К нам неоднократно обращались те, у кого необычный опыт имел место в процессе занятий практикой дзен, буддийской випассана-медитацией, кундалини-йогой, суфийскими упражнениями или христианской молитвой и монашеским созерцанием.

Духовный кризис и информационная война (О

Духовный кризис и информационная война (О. Четверикова, К. Сивков)

Информационная война подразумевает под собой целенаправленные действия, предпринятые для нанесения ущерба информационным системам противника при одновременной защите собственной информации. Объектом информационной войны является массовое сознание гражданского общества и его духовный мир.

Понятия информационной войны и духовной борьбы неотделимы друг от друга. Целенаправленно, с использованием транснациональных систем, готовится иссечение из человека духовных православных ценностей. Самый важный и болезненный вопрос – это вопрос о взаимоотношениях Церкви, государства и общества.

Ввиду ситуации реального религиозного и мировоззренческого плюрализма современной западноевропейской цивилизации он вдвойне сложный. Духовный кризис, к которому приводит информационная война, губителен для российского государства и общества, опасностью утраты культурной идентичности. Мы все должны понимать, что основой государственной безопасности – является духовная безопасность общества.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЛЫСЕНКО ВАДИМА

Пастор "ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА" евангельских-христиан, Украина, город Сумы

Увы, слишком часто мне, как пастору, приходится слышать о духовных спадах, кризисах которые надолго одолевают христиан. «Я пустой», «мне плохо», «не чувствую Бога», «ничего не хочется», «давно не молюсь». Такие фразы слышишь чаще, чем хотелось бы. По сути, у нас есть, по этой теме, только три вопроса. Почему так происходит? Как не попадать в воронку духовного кризиса? И как выйти из этого кризиса победителем?

ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ ДУХОВНЫХ КРИЗИСОВ И СПАДОВ

Давайте вначале попытаемся определить, что же такое духовный кризис? Духовный кризис – это состояние резкого или постепенного ухудшения отношений с Богом, что проявляется во внутренней пустоте, не желании молиться, читать Библию, каяться. Если сказать еще короче, — не желании христианской духовной жизни. Ничего не хочется делать для Бога, ближнего и в духовном плане, для себя. Бог занимает все меньше места в душе.

Интересно значение слова кризис: Кризис (др.-греч. ?????? — решение, поворотный пункт). А это значит, что кризис является для нас благословенным моментом в котором Бог показывает наши слабости и немощи и учит нас избавляться от проблем выходя на новый уровень веры, а значит становится победителем, становится сильной личностью.

Вспомним историю об отречении Ап. Петра и о том, как он восстанавливался, после падения или духовного кризиса. Есть две причины духовного спада:

2) ИСКУШЕНИЯ ОТ ДЬЯВОЛА. Вторая причина кризиса, — это вина самого человека. В послании Иакова написан механизм отпадения. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:13-15). Слово «искушение» переводится, как «попытка совратить или уловить, поймать». Человек ловится в ловушку греха не Богом, а своими же желаниями плоти. Хочется злиться, ругаться, раздражаться, а иногда и похуже, выпить, закурить… Различные искушения приходили даже ко Христу, но он никогда, в отличии от нас не ловился. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). Что приводит к духовному кризису?

Вот основные 4 мысли, от которых люди начинают духовно падать:

А теперь еще раз вернемся к Петру и обратим особое внимание на одно слово, которым описывается поступок Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Матф.26:34). «Отречешься» то есть откажешься от принадлежности ко Христу. Каждый раз, когда мы делаем добровольно шаг к духовному кризису, мы отрекаемся от Христа. Я хотел бы, чтобы вся моя семья не отрекалась, а наоборот выстраивала отношения со Христом. Для этого мы пересматриваем каждую сферу нашей жизни. Деньги, служат ли они Христу? Мое время, мои силы, и так далее?

ГЛАВА 2. КАК ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА

Ошибка Иуда в том, что он не пошел ко Христу каяться, не прошел просить прощения и примирения, а, утопаемый в чувстве собственной безграничной вины, пошел вешаться, тогда, как Петр поступил несколько иначе. Посмотрим внимательно на все, что происходило а Петром, как он восстанавливался после падения.

4) СЛУЖЕНИЕ. Христос просит Петра пасти ангнцев. «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Иоан.21:17). Что значит пасти овец? Это значит выполнять Божье поручение.

— Как ты смогла ее найти, мам? — спросил подросток.

— Все дело в том, что мы с тобой искали разные вещи, — ответила она. — Ты искал маленький кусочек пластмассы. Я искала то, что очень дорого стоит. Пусть Христос будет для нас драгоценностью: «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна» (1Пет.2:7).

ВОПРОСЫ: 1) Какие главные причины духовного кризиса? 2) Почему люди не выдерживают испытания от Бога и попадают в кризисы? 3) Какие главные неверные мысли приводя к кризису духовному? Поделитесь, когда как и почему вы попадали в духовные кризисы? 4) Как выйти из духовных падений? Поделитесь своим опытом, как вы выходили из духовного кризиса? 5) Что нужно делать, чтобы в кризисы не попадать?

Источники:
Духовный кризис
Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81
Духовный кризис
Что такое духовный кризис
http://breathwork.ru/duxovnyj-krizis/chto-takoe-duxovnyj-krizis.html
Духовный кризис и информационная война (О
Информационная война подразумевает под собой целенаправленные действия, предпринятые для нанесения ущерба информационным системам противника при одновременной защите собственной информации. Объектом информационной войны является массовое сознание гражданского общества и его духовный мир.
http://communitarian.ru/publikacii/interviu/duhovnyy_krizis_i_informacionnaya_voyna_o_chetverikova_k_sivkov_03112014/
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЛЫСЕНКО ВАДИМА
Пастор "ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА" евангельских-христиан, Украина, город Сумы Увы, слишком часто мне, как пастору, приходится слышать о духовных спадах, кризисах которые надолго
http://www.vadim.sumy.ua/kak-vyiyti-iz-duhovnogo-krizisa-pobeditelem/

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou