Духовное бытие

Духовное бытие и смысл жизни личности

На страницах этого раздела сайта мы уже говорили, что бытие личности многопланово, три его стороны выделяют как основные: физическое (телесное), психическое (душевное) и духовное бытие. Потребность находить, понимать или переживать смысл своего бытия занимает, возможно, центральное место в духовном пространстве личности. Отечественный психолог и философ С. Л. Франк утверждал, что вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека:

Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т.п., — но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей пашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни.

Вопросы духовности длительные годы не считались проблемами научной психологии. Основная причина этого заключается в том идеологическом контроле, которому была подчинена отечественная психологическая наука в советское время — glavsovet.ru. Для официальной пропаганды смысл жизни для всех граждан страны был определен в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Все другие толкования данной темы «любителей пофилософствовать», «гурманов гуманитарной мысли» вытеснялись из общественного сознания. Слабая разработанность этих вопросов в гуманитарных науках имеет свои негативные последствия до сих пор.

В настоящее время в понятии духовности не усматривают какого-либо мистического контекста, оно не воспринимается как образное выражение. К нему относят освоенные личностью богатства духовной культуры человечества, основные ценности общества, нравственные принципы и правила, понимание и переживание смысла жизни.

Смысл жизни и духовность личности многие века были предметом размышлений отечественных ученых, писателей, религиозных деятелей. Ученые прошлого и современности находили и находят решение узловых проблем духовности в христианском учении. Многие века нравственные принципы людей самых разных слоев населения опирались именно на религиозные нормы. Лучшие умы России принимали это не только умом, но и сердцем. Вспомним Ф. Тютчева:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце пост, —

Кто их излечит, кто прикроет?

Ты, риза чистая Христа.

У большинства людей сильна потребность в самореализации (самоактуализации, самоутверждении) — освоении социального пространства. В этом освоении человек непременно опирается на те или иные духовные ценности, учитывает эту важную сторону общественной жизни. И духовное развитие, и личностное развитие в целом, и формирование индивидуальности возможны в спонтанном, свободном поведении, в деятельности, позволяющей проявлять творческие наклонности. Свобода без ответственности за себя, за свои решения и поступки превращается в иллюзию свободы. Ответственность без свободы выбора превращается в рабство. Положение раба исключает возможность самореализации личности, саморазвития, духовного и социального роста.

Людей, имеющих «скромные» духовные потребности, — меньшинство. Большинство же ощущает их достаточно сильно и ищет способы их удовлетворения.

Для молодых людей с обостренной потребностью в самореализации деструктивные культы имеют дополнительные привлекательные стороны, поскольку в них взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последователя, что дает возможность ощутить свой резко возросший статус. Привлекательность этого столь высока, что мешает рассмотреть обман. Предназначение «спасти человечество» в деструктивных культах часто странным образом уживается с нетерпимостью и агрессивностью в отношении к непосвященным: «Кто не с нами, тот против нас». Если бы деструктивные культы действительно способствовали развитию личности и духовному совершенству, то у адептов рядом с верой в то, что они могут служить образцом для подражания, жила бы терпимость, доброе отношение «к младшим братьям» — отстающим в своем духовном росте.

Верный признак духовного совершенства — терпимость. Но ее-то и нет в деструктивных культах.

Добавим аргумент, подтверждающий иллюзорное удовлетворение духовных потребностей в деструктивных культах. Разуверившиеся в православии или католицизме, конфуцианстве или буддизме молчаливо оставляют церковь, отходят от одной веры и начинают искать другую. Кто-то ищет новую религиозную веру, кто-то нечто иное, вселяющее надежду и укрепляющее душевные силы. Однако многие покинувшие секты становятся активными разоблачителями их деятельности.

Почему это так? Потому что им становится ясно, что они были обмануты, они хотят уберечь от обмана других людей.

К распространению деструктивных культов в значительной мере привело разрушение общинного образа жизни в России и других странах (по ряду причин неизбежное), ограничение возможности полноценно переживать чувство социальной принадлежности. Эти культы производят разрушающее воздействие на личность, семью и общество — glavsovet.ru. В деструктивных культах отсутствует свобода личности. В них намеренно и направленно принижают значение интеллекта, препятствуют попыткам адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. Любому существу для роста необходимо жизненное пространство, свобода, причем свобода в разных смыслах и аспектах: свобода выбора образа жизни и рода занятий, свобода в мыслях и в общении.

интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.

Духовное бытие людей

Глава 1. Духовное бытие людей

«Человек живет духом , а не телом».

Вопрос о духовном бытии является основным в практической философии. Именно духовностью каждого человека, народа, общества определяются, в конечном счете, характер, направление, да и сама разумность человеческой жизни. Духовность «оздоровляет», являясь источником того благоденствия, к которому стремится каждый конкретный индивид и общество в целом.

Утрата духовности неотвратимо приводит к нарушению стиля и образа жизни на всех ее уровнях: личном, семейном, общественном. Только высокодуховная личность способна к целенаправленной саморефлексии. Наличие силы духа — это, пожалуй, самое ценное человеческое качество. Насыщение менталитета личности высокой духовностью помогает ей выстраивать свою жизнь гармонично, то есть разумно и в согласии с собственной совестью.

Вся духовная культура человечества (религия и поэзия, наука и философия, техника и медицина), согласно К. Ясперсу, представляет собой «шифры трансценденции», посредством которых раскрывается духовный потенциал для выхода человека за пределы обыденных ситуаций, составляющих его жизнь. Философская традиция осмысления проблемы улучшения духовного самочувствия индивида, повышения его ответственности за свое здоровье активно развивается сегодня как философами, так и врачами. Они не только обеспечивают прогресс в философии и медицине, но и способствуют гуманитаризации мировоззрения и менталитета людей, помогают им почувствовать себя способными к личной трансцендентности — преступлению обыденности бытия.

Для того, чтобы лучше понять и оценить перспективы духовной нацеленности человека на самотрансценденцию — выход за пределы сугубо чувственного созерцания мира, — можно вспомнить мировоззренческий подвиг Н. Коперника. Ученый, будучи не в состоянии физически подняться над Землей, смог совершить это с помощью мысленного полета в Космос, результатом которого стало создание гелиоцентрической системы. Например, чтобы быть здоровым, надо уметь трансцендировать в «мир здоровья», открыть в себе способность ответить на философский вопрос: «Как жить, чтобы жить долго и при этом никогда не болеть?» (Кант).

Духовность проявляется в стремлении к прекрасному везде и во всем: в мыслях, чувствах, поведении. Поэтому ее не зря считают наивысшей субстанцией человеческой культуры. Именно в ней заключена квинтэссенция культурного саморазвития всего человечества, ибо только в духовности проявляется внутреннее достоинство и честь человеческой личности. Понять суть и назначение духовного в человеке без философского осмысления «логики» и смысла духовности попросту нельзя. Если цель религии — спасение души, а цель психологии — ее исцеление, то цель философии — высвобождение и возвышение человеческой духовности как единственного антиэнтропийного воздействия на все естественные процессы, происходящие в мире и человеческой жизни. Последнее же происходит благодаря тому, что духовность дает человеку беспрецедентную возможность критично осмысливать свое собственное внутреннее бытие.

Сегодня философски осмысливаются многие аспекты, относящиеся к общим проблемам духовной ситуации, в которой оказалось современное человечество. В последнее время в мире и у нас в стране стали больше размышлять и с тревогой говорить об упадке духовности во многих сферах общественной жизни. В различных кругах научной общественности, но прежде всего философских [4], обсуждаются вопросы, связанные с поисками выхода из ситуации роста бездуховности, которая поражает современное российское общество. Ни для кого не секрет, что центры развития мира переместились на Запад, прежде всего — в США. Именно там сегодня технологически формируется будущее XXI века, основы которого не только в большинстве случаев неприемлемы для менталитета граждан других стран, в том числе России, но и зачастую оказываются лишенными духовного содержания.

Духовное бытие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя

Тип работы: реферат

«Духовное бытие общества»

«Духовное бытие общества»

I .Бытие как исходное понятие философии, его научный и жизнеориентирующий смысл. 4

II. Основные грани, сферы и уровни бытия. Материальное и духовное бытие.

2.1. Своеобразие духовного бытия и его основные сферы…………………………………. 5

III. Многомерность и противоречивость человеческого бытия, его “пограничный” характер в ряду разнокачественных форм и сфер действительности…………………………………… ….…..7

3.1. Антропный космологический принцип и его роль в формировании представлений о месте и укорененности человека в мире………………………………………………………. . 8

3.3. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире…………..………….9

IV. Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции материи. Развитие представлений о материи…………………………………………………………… …………. 10

V. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи………………………………………………… …………………………………………14 VI. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (творческая эволюция). Основные закономерности самоорганизации материи………………. 16

6.1 Пространство и время как атрибуты материи. Специфика физического, биологического и социального пространства и времени………………………………………..20

VIII. Список используемой литературы…………………………………………………… ………..25

Духовность — сложное понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.

I .Бытие как исходное понятие философии, его научный и жизнеориентирующий смысл.

Понятие бытия является исходным в философском осмыслении мира. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, данное понятие носит предельно широкий характер, оно охватывает все сущее в мире (материальное и духовное, природу, общество, индивидуально-человеческое бытие и т.п.). Поэтому закономерно, что именно понятие бытия выступает своеобразной отправной точкой, отталкиваясь от которой различные философские учения развертывают свое содержание. Характерно, что первая из книг Ветхого Завета, с которой начинается Библия, носит название “Бытие”1.

Во-вторых, в понятии бытия отражается убежденность в реальном существовании мира и самого человека, что является важнейшей предпосылкой всех дальнейших рассуждений о действительности. Иными словами, прежде чем исследовать какие-либо стороны, грани мира необходимо иметь убеждение, что сам этот мир — не иллюзия, не сон, не фантазия, а нечто существующее реально. Следует заметить, что бытие мира далеко не очевидно. Ведь отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, создаются и рушатся. Тем не менее, мир в целом существует и сохраняется.

В-третьих, понятие бытия приобщает человека к осознанию единства и цельности мироздания. А это — шаг к пониманию того, что любое конкретное знание, любая специальная деятельность есть лишь осколок, фрагмент, обрубок реальности, неизбежно односторонний, ограниченный, неполный. Отсюда важный вывод: для преодоления изъянов в наших знаниях и деятельности необходим отказ от их абсолютизации, от самодовольства и самодостаточности. Необходимо осмысление их с более широких позиций, дополнение компонентами, придающими им большую полноту, универсальность, сопряжимость с другими сферами действительности.

II. Основные грани, сферы и уровни бытия. Материальное и духовное бытие. Природа, общество, “вторая природа”.

Основные грани бытия характеризуются понятиями: “ действительность ”, “реальность”, “существование”. Исходя из них, можно дать определение: бытие — это реально существующая действительность. Определение бытия позволяет перейти к рассмотрению многообразия его форм и уровней. Понимание бытия с позиций научного мировоззрения можно выразить в следующих представлениях:

По способу существования мир можно разделить на две предельно широкие сферы: материальный мир (объективная реальность) и духовный мир (субъективная реальность). Материальный мир — это вся природная, физическая, биологическая и социальная реальность, существующая объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека. Духовный мир — это мир психической жизни, человеческих отношений, языка, культуры и т.п., т.е. всего того что связано с субъективностью человека, его сознанием, волей, характером, познанием и переживанием.

2.1. Своеобразие духовного бытия и его основные сферы.

2.2. Основные сферы бытия.

Основными сферами материального бытия являются природа, общество и «вторая природа».

Общество, как наиболее развитый и сложный уровень бытия, представляет собой исторически сложившуюся форму интеграции индивидов в социальную целостность, обеспечивающую удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Характеристическими качествами общества, определяющими его сущностную специфику, являются:

1. Деятельностно- преобразовательная природа: основным способом существования общества является целесообразная преобразовательная деятельность;

2.Производственный способ существования: базисным условием существования общества является непрерывное производство материальных и духовных благ;

3. Социальность, т.е. развитое разделение труда, сложная социальная структура (этническая, классовая, демографическая, профессиональная и т.п.), наличие политических, правовых, культурных и других норм и институтов, обеспечивающих управление обществом, его защиту, безопасность граждан, социальную поддержку относительно слабых групп (инвалидов, престарелых и т.п.);

Духовное бытие человека

Духовность, что это? Конечно, духовность от души. В пьесе Горького «На дне» Сатин говорит: «Человек – это звучит гордо, не жалеть, уважать надо человека». Все творчество Горького может служить образцом формирования духовного бытия человека. Вот еще слова Горького: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном движении к лучшему – истинное счастье… Стремление вперед – вот цель жизни. Пусть вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высокопрекрасные часы». Наличие идеала – дает движение, является смыслом жизни, к которому человек стремится сознательно, преднамеренно и бессознательно, инстинктивно.

Духовное бытие – это и сознательное, и бессознательное стремление к преодолению материального, интеллектуального уровня индивидуального и общественного бытия во всех формах бытия: в искусстве, литературе, религии, философии, производственной деятельности. Конечно, между сознательным и бессознательным стремлением существует различие по принадлежности: если сознательное стремление – феномен духовного, то бессознательное стремление – феномен душевного опыта.

Как же существует духовное бытие: объективно или субъективно, постоянно или прерывисто, рядом с материальным бытием или в нем? Выделить духовность из потока жизнедеятельности практически очень трудно. Во «Введении в философию» выделяют 2 вида духовного бытия: а) индивидуализированное и б) объективированное.

Специфика индивидуализированных форм духовного бытия заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Но это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности сознания. Сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую надындивидуальную духовную форму, т. е. передаются другим людям в процессе общения.

Бессознательное в жизни индивидов есть выражение не духовного бытия, т.к. в нем в равной степени проявляется как стремление к возвышению подлинно человеческого бытия, так и стремление к выражению животных форм бытия.

В науке на сегодняшний день существуют трудности в определении духовности. Но если бессознательное признать духовным, следовательно, все живые формы можно наделить духовностью. Т.е. должны согласиться с Ф.Ницше – признать волю к власти универсальным двигателем прогресса. Так ли это?

Но можно ли согласиться и с тем, что духовность – это все формы сознания? Сознательная деятельность наркомана, алкоголика — это духовность?

Объективированное духовное существует вне отдельных индивидов, в различных формах духовной культуры, материализуется в языке, в звуках, в словах, в телодвижениях…

Наиболее ярким примером объективированного духовного является воплощение в жизнь идей справедливости, добра, красоты, истины. Материальные носители объективированного нравственного духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, мрамор и бронза статуй, фильмы, картины, ноты).

Специфика объективированного бытия духовного состоит в том, что его фрагменты и целые сочинения могут сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Духовная жизнь общества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь в целом – это и есть объективированное духовное бытие.

Количественно и качественно духовное бытие, феномен духовности рассредоточен крайне неравномерно среди различных социальных и профессиональных групп общества.

Количественно наибольшей мерой духовности обладают священнослужители, религиозные фанатики. Но качественно эта духовность не выдерживает критики: она не всегда есть стремление к возвышенному, к красоте многостороннего развития личности. Духовность религиозного деятеля скована религиозными догмами, иерархией церковных чинов. Качеству духовности можно позавидовать духовенству и интеллигентам. Большинство из них не поддаются искушениям деньгами, доходным должностям, не впадут в духовную нищету алкоголизма, наркомании.

Духовные люди – честные, образованные, последовательные в реализации своих жизненных идеалов, способные жертвовать материальным состоянием во имя достижения гуманных целей.

В силу многократности феномена духовности и ее интерпретации в различных культурах, тема духовного бытия не поддается систематизации. Рост или уменьшение объема духовного бытия в жизни каждого народа или больших групп людей не находятся в прямо пропорциональной зависимости от условий общественного прогресса. Дикие племена молились Богу, боролись со злыми духами, но это не сказывалось на улучшении их жизни, или перед войной – а где духовность? В США самый высокий уровень прогресса – при этом низкий уровень образования, недооценка морали.…

В диалектико-материалистической концепции, соотношения материи и сознания общественное бытие представляется первичным, а общественное сознание, следовательно, и духовное бытие вторичным.

Марксизм обогатил общественное сознание путеводным идеалом, и этот идеал ценится намного выше материальных благ, или биологических ценностей, т.е. ценность духовного бытия выше ценности общественного бытия.

Источники:
Духовное бытие и смысл жизни личности
На страницах этого раздела сайта мы уже говорили, что бытие личности многопланово, три его стороны выделяют как основные: физическое (телесное), психическое (душевное) и духовное бытие. Потребность
http://www.glavsovet.ru/abc-dop-lib/101zdo/a4/a4-07.php
Духовное бытие людей
Глава 1. Духовное бытие людей «Человек живет духом, а не телом». Л.Н. Толстой Вопрос о духовном бытии является основным в практической философии. Именно духовностью каждого человека, народа, общества определяются, в конечном счете, характер, направление, да и сама разумность человеческой жизни. Духовность
http://progs-shool.ru/obshhij-kurs-filosofii-chast-ii/558-duxovnoe-bytie-lyudej.html
Духовное бытие общества
Автор работы: Пользователь скрыл имя Тип работы: реферат «Духовное бытие общества» «Духовное бытие общества» I .Бытие как исходное понятие философии, его научный и жизнеориентирующий
http://yaneuch.ru/cat_10/duhovnoe-bytie-obshhestva/402661.2726314.page1.html
Духовное бытие человека
Духовность, что это? Конечно, духовность от души. В пьесе Горького «На дне» Сатин говорит: «Человек – это звучит гордо, не жалеть, уважать надо человека». Все творчество Горького может служить
http://studopedia.ru/10_30839_duhovnoe-bitie-cheloveka.html

(Visited 1 times, 1 visits today)