Детская истерика

Детская истерика

Дети дошкольного возраста отличают хорошее от плохого. Они могут сказать, как поступает послушный ребенок и как непослушный, но обычно думают, что правила устанавливаются природой, а не общественными решениями. Лишь после того, как ребенок начнет играть со сверстниками и узнает, что правила игры могут быть согласованы между участниками и иногда изменены, ваш ребенок начнет понимать, что значат правила. Пятилетий ребенок обычно считает, что поступок важнее намерения. Если кто-то случайно разобьет шесть стаканов, это гораздо хуже, чем если кто-то нарочно разобьет один стакан.

У большинства детей бывают истерики. В каждом поколении двухлетних детей существенно более половины устраивают истерики из-за постоянной причины почти ежедневно. Некоторые начинают раньше, некоторые позже. У некоторых истерики продолжаются долгие годы, а у некоторых никогда не бывало истерик Средний ребенок, у которого бывают истерики, устраивает по одной в день, а средняя истерика длится примерно пять минут. Но у некоторых детей случается более пяти в день, а некоторые истерики длятся более часа.

Истерики начинаются с крика или плача. Обычно имеет место выражение протеста (“Нет!”; “Не хочу!”) и выражение гнева (хлопанье дверью, метание предметов, топанье или визг). Когда истерика набирает силу, ребенок размахивает руками, пинается, топает ногами, выгибает спину и катается по полу. Его лицо становится красным, он плачет и громко кричит. Он может намеренно пнуть вас или мебель. Он кидает вещи и может поранить самого себя. Ребенок может до крови укусить себя за руку или биться головой, пока не набьет шишку Такое поведение вызывает тревогу но оно вполне обычно.

Большинство детей вырастает из членовредительства, направленного на самого себя, тогда же. когда вырастает из истерик. Не все дети ведут себя одинаково. Не все истерики протекают тяжело.

У истерик имеются четкие фазы. Прежде чем устроить плач или рев, ребенок, кажется, так и ищет повода для драки. Он раздражителен и легко впадает в отчаяние. Иногда дети провоцируют истерики намеренно, прося что-нибудь, что они точно не могут получить, или прося так, чтобы вы не поняли. Затем они устраивают истерик)’, потому что не получают того, о чем просят.

Как только истерика началась, первая часть будет неминуемо интенсивной. Ребенок будет кричать, визжать, пинаться и драться. За этой фазой может последовать, особенно у детей постарше, более спокойная фаза, когда ребенок грустен и полон сожаления. Визг сменяется всхлипыванием, и ребенок может подойти и сесть или встать рядом с вами. Эта грусть затем сменяется периодом забытья, когда может потребоваться, чтобы вы покачали ребенка, или же он может по-прежнему оставаться разозленным и в плохом настроении. Совсем маленькие дети быстро сменяют гнев на милость. Истерики берутся ниоткуда и так же внезапно исчезают, словно ничего и не произошло. Чем старше ребенок, чем тяжелее проходит истерика и тем более ребенок расстроен после.

Истерики почти всегда случаются, когда ребенок с вами или с другим человеком, заботящимся о нем; редко, когда вас нет рядом. Примерно половина всех детей, которым свойственны истерики, когда они наедине с мамой, также устраивают их, когда они наедине с папой. Очень немногие устраивают истерики перед воспитателями детского сада. Дети, проводящие большую часть времени в частном саду, могут закатывать истерики только по возвращении домой.

По большей части истерики происходят дома, обычно когда вы пытаетесь заняться чем-то, в чем не участвует ребенок Чаще всего они случаются, когда вы расстроены, в подавленном настроении или больны. Дети также устраивают истерики, когда они больны, утомлены, разочарованы или пристегнуты к стулу. И без видимых причин. Однако причиной истерик являются взаимоотношения: любовь, привязанность, чувство надежности и недовольство. Точно так же как вы выходите из себя, когда находитесь с теми, кто вам всего дороже, ваш ребенок выходит из себя, когда он с вами. Точно так же как вам проще кричать и плакать дома, в тепле и безопасности, проще делать это дома и ребенку.

Как бороться и справляться с детской истерикой?

Не существует простого ответа, и то, что сработало однажды, может не возыметь силы в дальнейшем, но некоторым помогает следующее.

Иногда возможно предупредить надвигающуюся бурю, достаточно просто отвлечь ребенка. Прочитайте сказку, затейте возню или очень игру. Если ребенок ищет повода для истерики, попробуйте сделать что-нибудь неординарное.

Не обращайте внимания

Как только началась истерика, выйдите из комнаты и оставьте ребенка наедине с ней. Истерики не устраивают в вакууме: для них нужен близкий человек. Если вас не будет рядом, чтобы лицезреть это, ребенок прекратит.

Если ребенок знает, где проходят границы вашего терпения, меньше вероятность того, что он будет выходить за них, и ваше “нет” будет восприниматься ребенком не так тяжело.

Крепко прижмите ребенка к себе, взяв его па руки и “выдавливая истерику прочь”. Мнения расходятся относительно того, нужно ли в это время смотреть в глаза ребенку или в сторону. Попробуйте оба варианта.

Дети, которых берут на руки и качают, когда им грустно, гораздо реже устраивают истерики, чем те, которых предоставляют самим себе.

Отмечено, что, если поговорить о причинах истерик и о том, как предотвратить их в будущем, это снижает их частоту, особенно у детей постарше.

Чего нельзя делать

Сделайте все возможное, чтобы избежать следующего:

  • Не бейте ребенка, так как доказано, что это только увеличивает частоту и длительность истерик Применение физической силы также связывается с более яростными истериками.
  • Не сдавайтесь, так как ваша слабость позволит ребенку манипулировать вами посредством своего гнева. Если он получает то, чего хочет, закатив истерику, он будет устраивать больше истерик, потому что это срабатывает.

Детская истерика: что хочет сказать ребенок?

К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?

Не часто родители могут похвастаться тем, что у их детей совсем не было истерик. По мнению ученых, около 90% родителей сталкиваются с истериками у детей от года до трех лет. Чаще первые истерики начинаются в полтора года. Пиком капризности и упрямства считаются 2,5 – 3 года, так называемый период «кризиса» трех лет. В кризисный период истерики могут случаться до 10-15 раз в день, практически по любому поводу. В четыре года подобное поведение считается редкостью, ребенок в состоянии выразить свои чувства и эмоции словами.

– играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают его неуспешным в игре;

– не получает от окружающих желаемого;

– отрывается от интересного занятия;

– переутомился и устал;

– хочет привлечь внимание взрослых.

• Прояснение чувств ребенка. Назовите чувства ребенка и дайте понять, что вы их разделяете: «Я понимаю, что ты разозлился», «Я думаю, ты устал, мы сегодня много гуляли», «Ты, наверное, обиделся, потому что мальчик не дал тебе машинку», «Может быть, ты сердишься, так как не получил конфет» и т.д. Это поможет малышу научиться говорить о своих чувствах и контролировать их. Дайте понять, что, не смотря на чувства, есть определенные пределы: «Я понимаю, ты сердишься, но кричать в магазине нельзя». Ребенок должен знать, что есть ситуации, в которых такое поведение не допустимо.

• Время для игр. Очень важно, чтобы у малыша было достаточно свободного времени для игры, когда никто не отвлекает и не мешает игровому процессу.

• «Помоги мне сделать это самому». Не пытайтесь все делать за ребенка, покажите, что он уже взрослый и может сам справляться с трудностями, вы лишь подтолкнете к этому. Поможете подняться на горку, придерживая за руку, или научите строить домик из кубиков.

• Право выбора. Предоставляйте малышу право выбора. Ребенок, который может самостоятельно делать выбор, чувствует, что его уважают и с ним считаются. Выбор должен быть понятен ребенку (что есть на завтрак, во что играть, пойти в парк или на площадку). Нет смысла спрашивать ребенка, хочет он пойти в детский сад или нет. Это решение принимают родители. А вот выбрать между желтой и зеленой футболкой он вполне способен. Если вы предложили выбор, то считайтесь с мнением ребенка, не навязывайте свой вариант. Ребенок выбрал желтую футболку. Не стоит говорить: «А мне кажется, зеленая будет лучше». Если реального выбора нет, не создавайте видимости, просто сообщите о том, что сейчас будет: «Мы идем в магазин».

• Используйте просьбы. Если ребенок начал плакать, попросите его подойти к вам и дайте ему что-то в руки (это может быть игрушка, платочек, книжка и т.д.). Попросите показать книжку папе, отнести платочек бабушке или найти «домик» для игрушки.

• Если ребенок устроил истерику, чтобы получить желаемое, не уступайте. Выполняя желания ребенка в момент истерики, вы тем самым закрепляете эту форму поведения. Ребенок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего. Если один раз в ответ на истерику вы разрешите взять то, чего брать нельзя, можете быть уверены – истерика повторится и не раз.

• Не прибегайте к физическим наказаниям. Это лишь усугубит состояние ребенка, получается, что его наказывают за то, с чем он не может справиться. Занимайтесь своими делами, игнорируя истерику. Ребенок поймет, что это не приносит желаемого внимания и впредь не стоит тратить свои силы.

• Используйте тактильный контакт. Попробуйте крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в своих объятиях, повторяйте, что вы его любите, даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, когда он громко кричит и бросается на пол. Но не стоит насильно удерживать ребенка в объятиях, если он вырывается, лучше оставить его на диване или на полу.

• Не позволяйте, чтобы ребенок управлял вами. Если вам нужно уходить, а ребенок, не желая оставаться с папой или бабушкой, устроил истерику, спокойно попрощайтесь с ним и выходите из дома. Чем дольше вы будите оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.

Часто детские истерики и капризы являются следствием ошибочного поведения родителей. Ребенку все разрешено, все можно, он даже не знает о существовании слова «нет». Определите список запрещенных и разрешенных вещей и придерживайтесь установленного порядка. Дети очень наблюдательны и сообразительны. Они понимают, что можно выпросить конфетку у бабушки, если мама запретила. Или надо идти гулять с дедушкой, он обязательно купит игрушку. Постарайтесь, чтобы один из родителей не отменял запретов другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Если папа сказал убирать игрушки, значит надо убрать.

– истерики становятся все более частыми и агрессивными;

– у ребенка продолжаются истерики после 4-х лет;

– малыш наносит повреждения себе и окружающим;

– истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими перепадами настроения;

– истерика заканчивается рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка.

Если со здоровьем ребенка все в порядке, то проблема заключается в семейных отношениях и реакции близких на поведение ребенка. Не позволяйте детям добиваться желаемого с помощью истерик. Будьте терпеливыми и находите компромиссы. Большинство истерик можно предотвратить, поняв их причины.

Автор: Софья Позднякова, детский психолог

Детские истерики

Чтобы не перегружать знаками статью «Детские истерики и что с этим делать», решила примеры об истериках из личного опыта вынести в отдельную заметку.

В тот же вечер Санька захотел новую машинку соседа по палате. Пятилетний Павлик отказался дать ему свою новую игрушку. Сашка упал на пол и стал орать. Он же уже получил положительное подкрепление этому способу воздействия на окружающих. У детей нервы крепче. Мальчики в палате продолжали заниматься своими делами, не обращая на Саньку внимания. Я читала книгу. Один раз прибежала медсестра: «Что у вас случилось?» «Все хорошо. Он скоро успокоится» — ответила я. Сашка действительно успокоился, но он успокоился бы гораздо раньше, если бы до этого не получил второго «бакугана»

Внимание! Игнорировать можно не любой плач, а только плач-манипуляцию. Не стоит оставлять ребенка плакать без внимания, если ему больно, обидно, очень грустно. При манипуляции ребенок громко кричит и отталкивает взрослого, как бы давая понять, что не будет общаться, пока взрослый не удовлетворит его просьбу. Если ребенок плачет, потому что ему плохо и он нуждается в поддержке, то малыш даст себя обнять. В этом случае лучше обнимать малыша, уговаривать и гладить по спине до успокоения — помочь малышу пережить разочарование.

Кризис 1 – 2 лет

Большинству родителей знакома эта перемена. До года — полутора ребенок был таким милым, покладистым, просто лапушка, а потом начинаются капризы, истерики, противостояние родителям…. Почему это происходит?

Давайте посмотрим глазами ребенка на то, что он ощущает в эти первые годы своей жизни.

Пописал — хорошо. «Считать пописы» — это вообще классика жанра :). Достаточно пописов — значит достаточно молока, хорошо кушает. Покакал — и того лучше. Улыбнулся, агукает — всем радость…

И вот, представьте, из этого состояния маленького бога в один прекрасный момент он начинает превращаться в Человека. Человек, в данном случае, не биологическое понятие, конечно. Это тот, у которого сходный набор образов, у которого единый с другими людьми Образ мира, который «понимает», с которым можно договариваться.

Это болезненные процесс, потому что ребенок начинает испытывать новые плотности на себе. Это уже не плотности стула, об который он ударяется головой в процессе исследования мира, и когда его тут же утешали.

Это плотности другого рода, и они не менее сильно воздействуют на сознание. Они создают в нем образы взаимодействия с людьми, образы душевного выживания в мире людей. И это воздействие, с какого-то времени эпизодическое, далее вдруг становится постоянным и усиливается.

От ребенка начинают требовать понимания, ждать от него определенного взаимодействия. Начинается это с первого маминого «подожди». В какой-то момент она уже не бежит к нему по первому зову, и малыш учится ждать. Потом появляются первые прямые запреты на опасные предметы или действия — «нельзя» . Дальше — больше….

Ребенка начинают обучать — кушать, одеваться, прибирать игрушки…. И даже если что-то он делает с удовольствием, обучаясь новым навыкам, в какой-то момент от него это начинают ждать или даже требовать.

Область запретов расширяется — не мусорить, не бросаться песком песочнице, не рисовать на станах, не…., не…., не…… Начинаются первые наказании — где-то «по попе», где-то неприятием, осуждением. Мама сердится, мама наказывает, мама не позволяет.

Потом — горшок, это отдельная тема. Представьте странную перемену — то, что раньше воспринималось с умилением и удовлетворением, теперь воспринимается с расстройствами, если не случилось на горшок, то есть с какими-то условиями или даже с осуждением…

Почему? Что изменилось? Меня еще любят? Я хороший? — такие внутренние вопросы очень логично начинают возникать у ребенка. Это разрушении младенческого образа Образа Мира. Это очень болезненно. Ведь разрушение Образа Мира — это буквально, когда привычный мир рушится и непонятно — почему и что же будет дальше.

Это и для взрослого-то сложная ситуация. Вспомним потери родных, внезапных разводов или послеродовые депрессии. Это явления одного порядка. Разрушается привычный образ мира и все, что было в нем выстроено и понятно. И нужно меняться. Но взрослый необходимость подобного рода изменений может понять. А ребенок?

У маленького ребенка это вызывает внутреннее сопротивление. Оно выражается в поведении — перестает «слышать», не выполняет просьбы или требования «нельзя», отказывается от ранее приобретенных навыков, впадает в капризы и истерики.

Этот, так называемый кризис одного года затем плавно перетекает в следующий. Он связан уже с тем, что ребенок начинает говорить. Он начинает лучше осознавать себя, свои желания. И может уже их озвучивать. Он начинает выделять себя из окружающего мира, отделять себя от других людей.

Спустя многие месяцы после рождения, он, наконец, начинает проявлять и отстаивать свои желания. Это начинается период сплошного «неть!» и вечного «сама!». И это тоже часто сопровождается противостоянием родителям, капризами, истериками.

Ребенок пробует весь свой арсенал средств для того, чтобы учиться добиваться от окружающих желаемого. И этого не надо пугаться, это естественный путь развития. И жестко подавлять эти проявления не стоит.

Для ребенка это время осознавания своего Я, которое он ощущает очень хрупким и пытается защитить любим способом, даже просто от попыток воздействовать. Многим родителям знакомо: «Хочешь/давай/пойдем…. — «неть!» — «Чего неть — то?!» — «Не знаю. ». Это время учиться говорить «нет», отстаивать себя, доносить себя.

Самое главное, чему начинает ребенок обучаться в этом возрасте — договариваться и осознавать себя. И этому его стоит целенаправленно учить. Это непросто, особенно второе. У нас и взрослые-то часто не осознают ни свои чувства, ни свои цели, ни желания :). Это не в культуре, так скажем. Но тем не менее…

Но как прекращать нежелательное поведение, разрушительное для окружающих?

Многие родители боятся истерик. Но нужно помнить, что это — выход эмоций. Иногда очевидно, что ребенок сам себя «накручивает», как говорят. Или намеренно доводит ситуацию до предсказуемого наказания — «скётся», как говорит народная мудрость :).

Возможно, ему просто нужно поплакать. Это выход напряжения от давления, которое ребенок ощущает в виде новых образов и предъявляемых новых требований. Не нужно в этом случае гнобить себя подозрениями, что вы — плохие родители.

Но и не стоит поддерживать этот способ поведения. Лучше, когда это управляемо. Бывает, что в пограничной ситуации простой вопрос «хочешь поплакать?» или предложение «давай поплачем», приводит к тому, что часть напряжения уходит. Потому что ребенок чувствует — его понимают.

Как справляться с истериками — по-моему мнению, готовых рецептов нет. Дети разные. Кого-то легко вовремя остановить, объяснить, договориться… А кто-то очень быстро уходит в это состояние и дальше увещевания бесполезны, только подливают масла в огонь.

Кого-то достаточно обнять и утешить. Для кого-то это не работает. Моя старшая, например, в этих случаях не приемлет никаких обниманий, пока более или менее сама не успокоится.

Для кого-то единственный выход — переждать, оставить наедине с собой или перестать обращать внимание, пока ребенок сам не пойдет на общение. Смотрите по своему ребенку, по его характеру и наклонностям.

Главное — если вы понимаете его состояние, его трудности в этом возрасте. А пробовать разные способы можно и методом внимательного перебора. Смотреть, что работает в вашем случае, а что — нет.

Более подробно об этом в статьях:

Ссылка на автора и сайт обязательна

Источники:
Детская истерика
Детские истерики и как с ними бороться – полезные советы родителям на сайте Твой ребенок.ру!
http://www.tvoyrebenok.ru/good_and_bad.shtml
Детская истерика: что хочет сказать ребенок?
К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился? У одних детей период истерик проходит быстро, у других – может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим …
http://eka-mama.ru/matter/family/605875.html
Детские истерики
Как справляться с детскими истериками. Что делать, если ребенок падает на пол и истерит.
http://annabykova.ru/kaprizy-i-isteriki/detskie-isteriki-lichnyj-opyt.html
Кризис 1 – 2 лет
Большинству родителей знакома эта перемена. До года – полутора ребенок был таким милым, покладистым, просто лапушка, а потом начинаются капризы, истерики, противостояние родителям…. Почему это происходит? .Давайте посмотрим глазами ребенка на то, чт…
http://psihologcenter.ru/krizis-isteriki/