Чувства и эмоции психология

Чувства и эмоции психология

Психология отношений, детская психология, мужчины и женщины, проблемы и решения

Эмоции и чувства

Чувства и эмоции — для чего они нужны и в чем разница между ними? Чувства мы всегда испытываем по отношению к кому-то. Мы злимся на кого-то или на что-то, радуемся кому-то или чему-то. Эмоции не обязательно относятся к кому-то, это лишь маркер нашего отношения к ситуации в целом. Грусть — это эмоция, скорбь — чувство.

Самая главная функция эмоций и чувств человека — сигнальная. Они дают нам возможность понимать, как мы относимся к ситуации. Если ситуация или какой-то человек нам сильно не нравятся, разумнее всего поменять ситуацию или быть от этого человека подальше. Это как чувствовать боль: каждому ясно, что когда больно, нужно отдернуть руку или отойти подальше или даже убежать, то есть сделать что-то, чтобы не чувствовать боль.

В ситуациях социального взаимодействия все точно так же, но в этой сфере люди не всегда выбирают быть подальше от неприятного, и это приводит к депрессиям и ощущению, что в жизни нет смысла или счастья. Причина этого в том, что самые ранние близкие отношения — с родителями — часто складываются не самым благоприятным образом из-за их игнорирования эмоций ребенка, постоянной занятости или склонности к вспышкам гнева.

Для ребенка быть рядом с родителем — самая главная потребность, вот почему личность ребенка приспосабливается к неблагоприятной ситуации. Ребенок начинает подавлять чувства, которые мешают ему или не нравятся родителям, так как все равно не может последовать их сигналу. Так люди вырастают без привычки слушать свои чувства и действовать в соответствии с ними, что в дальнейшем приводит к эмоциональной зависимости от людей с очень сложным характером или к постоянным депрессиям и отсутствию счастья в жизни.

Чувства и эмоции не бывают плохими и хорошими, они вне моральной оценки. Ошибочно считать себя виноватым за то, что испытываешь какие-то чувства. Моральная оценка может касаться лишь поступков, которые могут кому-то навредить и потому запрещены или осуждаемы.

Самим чувствам научить нельзя, способность к ним есть у нас от природы, однако приемлемым в нашей культуре способам их выражения чувств и эмоций мы учимся с детства. Дети проявляют многие свои чувства более непосредственно, чем взрослые, потому что они еще только учатся тому, какие эмоции проявлять прилично и полезно, а какие проявлять не стоит, потому что можно этим кого-то обидеть или вызвать неприязнь.

Иногда люди думают, что нужно тщательно избегать каких-то чувств, потому что если уж ты что-то чувствуешь, то обязательно будешь поступать в соответствии с этим чувством, а это может быть не всегда разумно. Такое представление возникает от неумения управлять своими поступками с помощью разума, а не от того, что чувства всегда и всех захватывают в плен. Обычно люди в детстве совершают разные ошибки, которые помогают им понять, когда следует идти за своими чувствами, а когда этого делать не следует.

Чувства и эмоции можно скрыть или подавить, но нельзя запретить себе чувствовать что-то, поскольку они являются естественными реакциями на ситуацию. Действовать при этом можно, исходя из своего понимания о правильном и неправильном, то есть, не обязательно идти на поводу у своих чувств.

Чувства и эмоции психология

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Эмоции и чувства

4. Темперамент. Эмоции. Чувства

4.2. Эмоции и чувства

Исходя из этого, мы можем выделить основные функции эмоций.

1. Сигнальная. Эмоции являются сигналом о наличии потребности организма, а также о состоянии среды.

2. Регуляторная. Эмоции определяют поведение человека в сложившейся ситуации на основе устоявшихся стереотипов и норм поведения, реализация которых вызывает чувство уверенности, надежности и предсказуемости результата. Они обеспечивают способы восприятия и оценки окружающей действительности.

3. Мотивационная. Эмоции побуждают человека к деятельности. Он стремится разнообразить свой мир, свою систему ощущений посредством переживания положительных эмоций, иногда и отрицательных. Особенно, если человек находится в состоянии повышенного комфорта, он испытывает потребность в отрицательных эмоциях.

Мы почему-то не считаем необходимым тренировать способность понимать собственные и чужие эмоции, хотя постоянно находимся в системе отношений с другими людьми: дома, на работе, на улице, – фактически везде. Процесс обучения осознанию, раскрытию, управлению своими чувствами можно назвать «эмоциональной грамотностью». Конечно, чем лучше мы понимаем себя, тем легче можем понять других людей.

1. Удовольствие – неудовольствие. Данные эмоции связаны с удовлетворением потребностей человека, а также с неспособностью их удовлетворить.

2. Напряжение – разрешение. Эмоции напряжения связаны с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).

3. Возбуждение – успокоение. Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из-под корки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из-под корки, переживается как успокоение.

4. Стенические и астенические (греч. «стенос» – сила, «астенос» – слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию, вызывают подъём, возбуждение, бодрость. Астенические эмоции уменьшают активность энергии человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность).

Устойчивые эмоциональные реакции проявляются в чувствах. Чувство – это постоянная, устойчивая эмоциональная реакция субъекта на тот или иной объект. Чувство становится свойством характера, показателем направленности, фиксирует определенность его реакции по отношению к явлениям и объектам внешнего мира. Формирование чувств свидетельствует об устойчивой ориентации субъекта на тот или иной вид деятельности, необходимой для самореализации, самоутверждения его среди себе подобных.

Интеллектуальные чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. (К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство).

Нравственные чувства. Они отражают отношение человека к требованиям общественной морали, связанной с мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и нормами поведения человека в обществе. (К нравственным чувствам относятся – чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, товарищества, долга, совести, патриотизма и т.д.).

Эстетические чувства. Возникают в связи с удовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного, низменного и т.д.

Чувства справедливости. Люди очень болезненно реагируют на социальную несправедливость, даже если на первый взгляд кажется, что к ней давно пора привыкнуть. Те, кто принадлежит к неблагополучным социальным группам, часто идут на все, чтобы выглядеть спокойно и бесстрастно, считая, что умение скрывать чувство безнадежности, гнев, боль или страх даст им возможность противостоять притеснениям. Даже внутри определенных сообществ их членам нелегко демонстрировать свои истинные чувства друг другу. На их почве могут возникнуть общественно связи, которые сплачивают членов группы общим культурным опытом, против внешнего врага.

Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности. Чувства возникают очень быстро, например, в виде вспышек радости, гнева, но иногда те же чувства проявляются медленно. Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой. Сила чувств – это, прежде всего, силы переживания приятного или неприятного. Эмоциональные переживания также различаются по продолжительности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда возникшие переживания продолжаются в течение длительного периода. В зависимости от скорости, силы продолжительности чувств различаются виды эмоциональных состояний.

1. Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Каждый предмет, обстановка квартиры, интересная книга вызывает определенные эмоциональные реакции, которые можно определить, как эмоциональный тон для конкретного человека.

2. Настроение. Это эмоциональные переживания слабой или средней силы и значительной устойчивости, отличающиеся слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Свойственны для меланхоликов.

3. Страсть. Это длительное и устойчивое эмоциональное состояние, которое характеризуется сильным эмоциональным напряжением, направленным на достижение какой-либо цели. Позитивные страсти служат стимулом большой созидательной деятельности. Страсть – длительное, устойчивое, глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсти могут быть связанными с определенной субстанцией, такие как алкоголь, никотин и кофеин, наркотики, продукты питания, а могут быть связаны с определенными действиями такие как игра, скупость, трудоголизм, секс, забота, религия как страсть, пристрастие к покупкам. Характерны для халериков и сангвиников.

4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Возникают в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаются явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями. В состоянии аффекта человек переживает временную потерю волевого контроля за своим поведением, может совершать необдуманные поступки. Аффекты являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию. Свойственны халерикам и сангвиникам.

5. Воодушевление. Это состояние характеризуется большой силой и устремлённости к определённой деятельности. Возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются как нужные и необходимые. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, которое охватывает людей, входящих в одну группу. Воодушевление – это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека. Характерно для сангвиников.

6. Амбивалентность- несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т.д.).

7. Апатия- вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрочнения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Свойственна меланхоликам.

8. Депрессия- подавленное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Характерна для меланхоликам.

9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система перегружена. Стресс вызывается экстремальными для человека условиями и переживается с большой внутренней напряжённостью. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Длительные и частые стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Методы преодоления стрессовых последствий, как правило, сопровождаются приемом препаратов для восстановления нормального функционального состояния организма, использованием методов аутотренинга для восстановления нормального психического состояния, и для активизации психических процессов используются методы йоги. Стрессам в большей степени подвержены Флегматики и меланхолики.

10. Фрустрация – это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психологическое потрясение. Подвержены меланхолики.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и тем более, чувства развиваются в ходе жизни. Что означает личностное развитие человека. То есть индивидуальная программа и процесс самореализации человека в свою очередь влияют на развитие его чувств. Это развитие связано : а).с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б).с повышением уровня сознательно-волевого управления и контроля своих чувств; в).с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.).

Источники:
Чувства и эмоции психология
Чувства и эмоции – для чего они нужны и в чем разница между ними? Чувства мы всегда испытываем по отношению к кому-то.
http://psychologiya.grigorieva-elena.ru/chuvstva-i-emocii/
Чувства и эмоции психология
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Эмоции и чувства 4. Темперамент. Эмоции. Чувства 4.2. Эмоции и чувства Исходя из этого, мы можем выделить основные функции эмоций. 1. Сигнальная.
http://moianauka.ru/load/17-1-0-104

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou