Что такое лидер

Лидер – это кто? Психология лидерства

Удивительно, как и при каких обстоятельствах формируются лидерские качества в человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Ли?дер (от англ. leader — “ведущий, первый, идущий впереди”) — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера – человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер – это человек, который объединяет в себе:

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства – быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция – толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким “сырым материалом”.

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. “Зверь” он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. Лидерские качества в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще – если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали “лидера” сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, неформальный лидер – это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер – это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя профсоюзной организации, назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес – его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше “мотать на ус” и принимать во внимание.

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию личностных качеств человека предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер – это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Что такое лидер

Лидерство в психологии — процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели [1] .

Объяснение лидерства нашло отражение в нескольких теориях: ситуациональной, функциональной, поведенческой и других, а также интегральной теории лидерства.

Первые признаки лидерства наблюдаются в животном мире. Для социальных животных характерно выделение из общей среды лидера (вожака), функцией которого становится поддержание внутренней иерархии при собственном доминирующем положении. Вожак получает преимущества — приоритетный доступ к ресурсам, но одновременно и несёт бремя неудобств, в первую очередь связанных с защитой своего статуса [2] .

Поиски качеств, присущих лидерам, продолжаются в течение многих веков. Вопросами о том, что отличает лидеров от обычных людей, задавались философы от Платона до Плутарха [3] , тем самым отмечая что лидерство проистекает из индивидуальных особенностей человека.

В XIX веке к исследованию лидерства обратилось множество авторов, противопоставлявших лидера и толпу, рабов и пытавшихся найти этому объяснение. Одну из наиболее влиятельных теорий сформулировал Фрэнсис Гальтон, считавший лидерство проявлением природного, наследственного таланта [2] . Сесиль Родс, в свою очередь, считал, что лидера можно воспитать из одарённого человека через соответствующее обучение. Для практической поддержки своей теории Родс в 1902 году учредил стипендию, позволяющую студентам, имеющим лидерские наклонности, обучаться в Оксфордском университете [4] .

В конце 1940-х — начале 1950-х годов многочисленные оценки ранее выдвинутых теорий [5] [6] [7] привели к выводу о необходимости нового подхода к проблеме лидерства. В первую очередь, не находило объяснение то, что качества, в одних ситуациях делавшие людей лидерами, в других для лидерства не требовались. Новые теории отошли от индивидуальных качеств лидеров и сместились в сторону поведения, которое способствовало занятию лидирующего положения. Подобный подход оставался доминирующим в психологии лидерства следующие несколько десятилетий.

Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 октября 2016 года.

Стиль лидерства характеризует способы, которые использует лидер для управления и мотивации подчинённых. Стиль определяется личными качествами: мировоззрением, особенностями характера и опытом. Для разных ситуаций подходящими являются разные стили, например, в чрезвычайных условиях и при значительном превосходстве компетентности лидера наиболее эффективен авторитарный стиль, а в сообществе людей близкого уровня знаний и высокой групповой сплочённости более подходящим является демократический стиль [8] .

Различают также: формальное и неформальное лидерство (в зависимости от того, осуществляется ли влияние с позиции занимаемой должности или при помощи своих способностей, умения или других ресурсов; лидерство по популярности и по способности, а также лидеров типа «чёрная овца».

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития [ источник не указан 930 дней ] . Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидером в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества [ источник не указан 930 дней ] .

В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти [ источник не указан 930 дней ] .

Что такое лидер

Дифференциация на лидеров и ведомых характерна для всех уровней общественной организации, от неформальных организаций до политической элиты. Политическое лидерство сопряжено с постоянным приоритетным влиянием со стороны определенного лица на все общество, его способностью сплачивать людей, изменять ход событий и направленность политических процессов. Напротив, невыполнение политическими лидерами своей социальной роли приводит к их оторванности от народа, потере доверия к власти, деформации политики.

Долгое время лидерство рассматривалось под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности. Действительно, еще в самых древних обществах сложился такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание и авторитет среди соплеменников. Аристотель считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем право властвовать получает тот, кто превосходит других размером. По мнению сторонников возводящейся к Аристотелю «теории черт», лидером может стать не всякий — это природный дар. Лидером становятся благодаря таким чертам характера как ум, энергия, воля, храбрость и т. д.

Широко распространена точка зрения, что лидер — это всегда продукт определенного времени, места и обстоятельств, и что лидерское поведение личности определяется потребностями сложившейся ситуации и спецификой встающих перед обществом задач. Американский политолог Ю. Дженнингс писал: «Нет сомнения в том, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события — всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, когда он может ее использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив».

С ситуационной теорией перекликается «теория последователей», согласно которой лидеры — это, прежде всего, выразители настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Группа сама выбирает себе лидера по своим нуждам, таким образом, лидер — это только инструмент социальной группы.

Следует различать такие понятия как лидер и формальный руководитель. Последний назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Лидер же — не формальная должность, а общественный статус, его власть основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете, т. е. на добровольном подчинении последователей. Но часто бывает, что формальный руководитель обладает качествами лидера и вследствие этого обретает социальный статус лидера, заслуживая авторитет и доверие со стороны большинства членов общества.

Классическая типология лидеров принадлежит немецкому ученому М. Веберу, утверждавшему, что подчинение воле лидера может происходить из целерациональных соображений, из веры в святость издавна существующих порядков или чисто аффективно, из личной симпатии подданных. В соответствии с такими мотивами Вебер выделяет 3 чистых типа господства: легальный, традиционный и харизматический.

Рационально-легальный тип основывается на законе, правовом порядке. Этот тип характерен для стран с демократическим укладом и воплощается в правовом государстве.

При легальном типе господства люди повинуются установленному правопорядку. Обществом руководят избираемые или назначаемые сверху органы управления, состоящие из профессиональных чиновников, обученных и компетентных специалистов. Они действуют только в пределах своей компетенции на формально-правовых основах.

К легальному типу господства относятся не только парламентарноконституционные государства, но и частнокапиталистические предприятия, политические организации и партии. По утверждению Вебера, наиболее чистым типом легального господства является бюрократия, значение которой неумолимо возрастает.

«Традиционное» господство основано на «вере в святость издавна существующих порядков». Его наиболее полным воплощением является патриархальное господство. Лидер непосредственно управляет органом власти из преданных лично ему «слуг», остальное население является «подданными». Управление такого типа ведется по издавна сложившейся и укоренившейся традиции.

Третьим типом является «харизматическое» господство. Оно основывается на аффективной вере в личность, наделенную харизмой (божественным даром), которая отделяет ее от прочих людей и возвышает над ними. Харизмой обладали пророки, великие полководцы и политики, являвшие собой тип «вождя», которому повинуются не по разумному убеждению, а иррационально.

Харизматический авторитет не связан с нормативным порядком назначения на управляющую должность и зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от преклонения перед ним.

По Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки принятого и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следовательно, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или революционную роль.

Существуют и иные принципы типологизации политических лидеров. Так, по отношению к цели, которую ставит лидер, и воздействию, оказываемому им на общество, выделяют 3 типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Если XX в. был временем революционеров, то в современных условиях глобальной модернизации чаще востребован лидер-реформатор, умеющий сохранять традиции, обычаи и духовную культуру. Актуальным становится исследование стилей политических лидеров. Политический стиль отражает не только индивидуальность, но и методы поддержания курса, характер взаимодействия с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы.

Для высшего руководства России конца 1980-х — начала 1990-х гг. был характерен харизматический тип лидерства: перестройка породила в общественном сознании надежду на некое чудо, способное разом решить все проблемы. В подобных условиях знания и рациональнообоснованные ориентации заменяются верой. Однако когда в результате деятельности пришедших к власти либералов-«реформаторов» страна оказалась на грани коллапса, жители России испытали серьезное разочарование в своих «кумирах».

В начале XXI в. с приходом к власти В. Путина ситуация постепенно стала меняться. Деятельность молодого, энергичного лидера вернула народу доверие к власти. И это доверие подкреплено уже не слепой верой в «вождя-чудотворца», а реальными успехами страны в экономике, социальной и международной политике.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо . А. В. Беляков, О. А. Матвейчев . 2009 .

Что такое лидер

(от англ. leader – ведущий) – член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается и закрепляется особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации Л.: по содержанию деятельности (Л. – организатор, Л. – программист, Л. – исполнитель); по сфере проявления активности (Л. универсальный, Л. ситуативный); по направленности деятельности (эмоциональный Л., деловой Л.) и т. д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).

Существует понятие «харизматического Л.», т. е. обладающего высшей степенью развития личности и способности воздействия на людей.

член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

(от англ. leader – ведущий) – член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации л.: 1) по содержанию деятельности (л.организатор, л.программист, л.исполнитель); 2) по сфере проявления активности (л. универсальный, л.ситуативный); 3) по направленности деятельности (эмоциональный л., деловой л.) и т.д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Источники:
Лидер – это кто? Психология лидерства
В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?
http://fb.ru/article/165251/lider—eto-kto-psihologiya-liderstva-lider-komandyi
Что такое лидер
Лидерство в психологии — процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели [1] . Объяснение лидерства нашло
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Что такое лидер
Дифференциация на лидеров и ведомых характерна для всех уровней общественной организации, от неформальных организаций до политической элиты. Политическое лидерство сопряжено с постоянным
http://greater_political.academic.ru/92/%D0%9B%D0%98%D0%94%D0%95%D0%A0
Что такое лидер
(от англ. leader – ведущий) – член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается и закрепляется особая роль при принятии групповых решений и организации совместной
http://psychology_pedagogy.academic.ru/9137/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80