Правильное питание доклад

Доклад на тему разговор о правильном питании

Чем кормить детей дома?

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого “организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения.

Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. А как же происходит в большинстве семей? Мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются пищеварительные ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! И насильное кормление продолжается!

Несколько слов об аппетите

Почему важно не спешить во время еды?

Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда не переваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.

Почему надо избегать перекармливания?

Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.

Откажитесь от фаст-фуда!

Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и овощи полезны. С другой стороны, детям достаточно трудно внушить мысль о пользе несоленой пищи, приготовленных на пару овощей. Почему так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Кроме того, срабатывает чувство стадности. Стремление ребенка быть «как все» в большинстве случаев подавляет голос разума.

Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются «на бегу», заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты так называемого «фаст- фуда», например чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок не хочет есть основное блюдо. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды.

Следует разъяснять детям, почему полезны те или иные продукты, что они дают организму и какой вред может причинить систематическое употребление еды «фаст- фуд».

Оказывается, наименьшее количество вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивные элементы, содержится в крупах (зерна злаковых культур). Поэтому не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке).

Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды – их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму побольше клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины. Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно.

Основные принципы питания дошкольников

Принципы питания остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.

Во-первых, оно должно быть разнообразным. Независимо от вкусовых пристрастий ребенка, его нельзя кормить на протяжении нескольких дней однообразной пищей. Необходимо предлагать новые вкусы и блюда, удовлетворяя потребность в основных пищевых веществах, витаминах, микроэлементах и формируя тем самым правильный стереотип питания.

Во-вторых, пища должна быть безопасной. В детских учреждениях, в домашних условиях должны соблюдаться все правила хранения и приготовления блюд. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности, условия хранения и целостность упаковки. Недопустимо покупать продукты у случайных лиц, в местах не установленной торговли.

В-третьих, нужно обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. При этом еда для ребенка не должна быть избыточно соленой, сладкой или терпкой. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети откажутся есть, но лучше все же немного недосаливать. Со временем ребенок привыкнет к такой пище, что поможет сохранить ему здоровье во взрослой жизни. Из специй лучше использовать лавровый лист, душистый перец в небольших количествах.

В-четвертых, пища должна химически «щадить» ребенка. Жареное не рекомендуется детям до 6 лет, но многие врачи рекомендуют расширять эти границы максимально.

В-пятых, для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи.

В-шестых, соблюдать режим питания. Перерыв между приемами пищи должен составлять не более 3–4 часов и не менее полутора часов.

Ну и конечно же, ребенок должен есть с аппетитом и не переедать!

При соблюдении этих простых правил родители помогут своему ребенку вырасти здоровым, счастливым и научат правильно относиться к еде как основному источнику энергии для жизнедеятельности и хорошего настроения.

Рацион дошкольника: рекомендации родителям

Принципы детского питания

В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры.

Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы.

Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.

Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами:— адекватная энергетическая ценность,— сбалансированность пищевых факторов,— соблюдение режима питания.

На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм.

Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.

Источником белка ? строительного материала для быстро растущего организма ? являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.

Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам ? они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют.

Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но не сильно ? жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе.

Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты ? кефир, ряженку, нежирный творог и йогурт. Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.

Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе ? редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало ? 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты ? главный источник витаминов для ребенка.

Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов.

Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.

Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов ? на обед, 15 процентов ? на полдник и 20 процентов ? на ужин.

Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.

Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.

Желания и безопасность

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами ? этим можно добиться только полного отвращения.

Нельзя обойти вниманием и напитки. Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды.

Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г. В стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому такие напитки лучше и вовсе исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко.

В заключение можно сказать, что готовить ребенку отдельно ? зачастую означает делать двойную работу. Так что соблюдение принципов рационального питания для малыша ? хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых. Сокращайте на столе долю острых, жареных и жирных блюд в пользу овощей, фруктов и полезных напитков.

Коротко о правильном питании

Здоровое питание – один из важнейших компонентов красоты и здоровья. Правильное питание поможет не только оставаться в прекрасной форме, но и позволит чувствовать себя более энергичной, легкой и работоспособной. Придерживаться здорового питания не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд.

Начинайте переходить к здоровому питанию постепенно. Зная основные правила питания, каждый человек может самостоятельно составить сбалансированный рацион, подобрать правильные продукты питания, разработать здоровое меню для своей семьи с учетом своих финансовых возможностей. Для правильного и здорового питания совсем необязательно покупать дорогие продукты, намного важнее как вы эти продукты приготовите.

Несколько основных правил здорового питания.

Используйте в своем рационе разнообразную пищу. В ежедневном меню должны присутствовать продукты из разных пищевых групп (фрукты, овощи, ягоды, грибы, зерновые и бобовые культуры, мясо, рыба, птица, молочные продукты, яйца, орехи, жиры, масла, зелень).

Как приготовить здоровую пищу.

Будет ли пища здоровой во многом зависит от того как вы ее приготовите. Из одних и тех же продуктов можно приготовить как здоровую пищу, так и вредную.

Употребляйте в пищу больше вареных или запечен

ных в духовке продуктов и как можно меньше жареных, с использованием жиров.

Оптимальным можно назвать рацион, в котором присутствуют продукты из разных пищевых групп – мясо, рыба, крупы, овощи, фрукты, кисломолочные продукты. Соблюдайте режим питания, старайтесь есть всегда в одно и то же время, делайте равные промежутки времени между приемами пищи. Не перекусывайте на ходу. Не употребляйте перед сном слишком острые продукты, откажитесь от чая и кофе. Это может активизировать нервную систему и нарушить сон. Здоровое питание – это хорошее самочувствие, энергичность, молодость организма и сияющий внешний вид.

Оздоровительные группы Фотеева А.Н. (с) 2012

МАОУ «Ефимовская средняя общеобразовательная школа»

«Правильное питание — важнейший залог здорового развития

растущего организма ребенка»

Главное правило рационального питания школьников: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма.

В суточный рацион питания школьников должны входить пищевые вещества (нутриенты) в сбалансированном виде. Это обеспечивается оптимальным соотношением белков, жиров, углеводов и незаменимых компонентов, таких как аминокислоты, витаминов, дополняемых иногда чистыми (эссенциальными) компонентами. Усвоение пищевых веществ во многом зависит от режима питания школьников.

В связи с усилением энергетического обмена в организме младшего школьника увеличивается потребность в пищевых веществах — это обуславливает необходимость увеличения таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Кулинарная обработка продуктов для младших школьников приближается к кулинарии для взрослых. Но надо учитывать, что острое, жареное, сладкое для ребенка все еще слишком вредно. Закуски, приправы, соусы не должны быть слишком острыми, овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной. Мясные и рыбные блюда, овощи лишь слегка поджариваются, а лучше — тушатся и подаются на стол 3-4 раза в неделю. Не рекомендуется включать в рацион питания ребенка много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой — полезнее выпить полстакана яблочного или морковного сока.

Важно соблюдать питьевой режим. Суточная потребность школьников в воде — 1,5 л.

Обычно существуют две проблемы с питанием школьников: дети или перекормлены, или недокормлены.

Перекормленные дети обычно слабее худощавых, чаще болеют и тяжело переносят болезни. Как правило, родители упитанных детей не слишком волнуются — надеются, что с возрастом это пройдет и комплекция ребенка придет в норму. Это нет так: возникшие при перекармливании жировые клетки часто сохраняются на всю жизнь, появляется постоянная склонность к полноте. Дети с излишней массой тела с раннего возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить, у них часто бывают кривые ноги и круглая спина. Возникающие в дошкольном возрасте нарушения обмена веществ, связанные с ожирением, способствуют развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости.

Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движениях, а гиподинамия — прямая дорога к полноте. В детях, склонных к гиподинамии и полноте, надо возбуждать интерес к прогулкам и физическим упражнениям, чтобы привить любовь к постоянному движению. Это сложно, и очень важен личный пример взрослых.

Полнеют также легко возбудимые, нервные дети — у них имеется постоянная потребность в еде, в их карманах всегда можно найти конфеты, пирожки, шоколад, которые он постоянно ест. В этом случае необходимо отыскать причину такого поведения, которая нередко кроется в обостренных отношениях со сверстниками или взрослыми. Устранив причину или уменьшив ее влияние, можно добиться изменения характера питания и соответственно уменьшить полноту.

Бывает, что некоторых достаточно подвижных детей перекармливают родители, которые ни в чем не отказывают своими детям и кормят их высококалорийными продуктами в огромном количестве: пирожными, сладостями, закусками, белым хлебом со сливочным маслом и др.

Перекармливать ребенка плохо, но и введение диет, предназначенных взрослым так же не несет ничего хорошего, поскольку нарушает нормальные процессы роста и развития ребенка. Большинство худых детей, как правило, здоровы, хотя их родители беспокоятся по поводу их питания гораздо чаще родителей упитанных детей. Обязательное условие рационального питания школьников — разнообразие рациона за счет, как использования разных продуктов, так и способов их приготовления. Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон. В весенне-летний период и в начале осени следует готовить больше блюд из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод.

Биоритмические особенности также должны учитываться. Так, для детей-«жаворонков» (с высокой работоспособностью в первой половине дня) завтрак и обед могут содержать до 2/3 и даже 3/4 общей калорийности дневного рациона, тогда как для «сов» полезны легкий завтрак, не слишком калорийный обед и плотный ужин.

Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола. Температура еды не должна быть слишком высокой или низкой.

В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна и активном отдыхе на свежем воздухе.

Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность.

Рационально организованный режим дня школьникавыглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садится сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых — полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы и они делают все медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.

Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки,из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.

Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день.А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Рацион питания ребенка дошкольника и младшего школьника должен быть составлен таким образом, чтобы обеспечить нормальное развитие детского организма, подготовить его к возрастанию умственных и физических нагрузок, связанному с началом учебы в школе. Ребенок должен не только получать количество необходимое растущему организму калорий, но и жизненно важные вещества, обеспечивающие его полноценное развитие: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.

-питание должно быть разнообразным и сбалансированным;

-при приготовлении пищи соблюдайте санитарно-гигиенические нормы, соблюдайте правила хранения продуктов, никогда не давайте ребенку просроченный продукт или продукт, вызывающий у вас подозрения;

-обрабатывайте продукты таким образом, чтобы в них максимально сохранялись питательные вещества и витамины;

-не злоупотребляйте солью и сахаром;

-установите режим питания, предусматривающий не менее 4 приемов пищи;

-на долю завтрака должно приходиться приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%;

-учитывайте индивидуальные особенности ребенка, возможную непереносимость каких-либо продуктов;

-новый продукт давайте небольшой порцией, чтобы убедиться, что у нет ребенка на него аллергии.

Жиры нужны не только как источник энергии, но и для усвоения организмом жирорастворимых витаминов. Источники жиров: сливочное и растительное масло, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), мясо, рыба, орехи и др.

Минеральные соли и микроэлементы играют большую роль в строительстве организма, способствуют обмену веществ и болжны в обязательном порядке присутствовать в рационе питания ребенка. Для здорового развития ребенку необходимы кальций (содержится в молочных продуктах), фосфор (источники — рыба, мясо, сыр, творог, крупы, бобовые), магний (гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка), натрий (соль), калий (мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад, железо (мясо, рыба, яйца, печень, почки, бобовые, пшено, гречка, толокно), медь (печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны), йод (морская рыба, морская капуста, морские водоросли, йодированная соль), цинк (мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа).

В рацион ребенка должна обязательно поступать пища, богатая витаминами. Человек и животные не способны к синтезу витаминов и должны получать их с пищей. При нехватке витаминов развивается витаминная недостаточность, проявляющаяся вначале малоспецифическими симптомами (утомляемость, апатия, снижение устойчивости к заболеваниям и др.), а затем признаками, типичными для недостатка того или иного витамина.

Мясо: нежирная говядина, телятина, курица, индейка, субпродукты. В ограниченных количествах колбаса, сосиски и сардельки.

Рыба: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. В ограниченных количествах соленые рыбные деликатесы и консервы.

Молоко и молочные продукты.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки.

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов.

Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.

Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

Оптимальный режим питания.

Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

Учет индивидуальных особенностей детей.

Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.

Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.

На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.

Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.

Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.

Необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).

Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Реферат: Правильное питание

Министерство образования Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Зав. кафедрой д. м. н.

Выполнила: студентка V курса

Проверил: к. м. н., доцент

Проявите терпение и выдержку. Очень скоро ребенок сам прибежит и попросит поесть что-нибудь определенное. Не прибегайте к пищевым поощрениям, соблазнам, не используйте сладости в качестве вознаграждения за хорошее поведение. Наблюдая за тем, что выбирает ребенок из еды, предлагаемой ему, можно сделать важные выводы о состоянии его здоровья, потребностях организма. А главное — положитесь на инстинкт ребенка. Если вы еще не успели его испортить, то пусть он лучше сам выберет, что, когда, сколько, в каком сочетании и последовательности ему нужно съесть и выпить.

Поверьте, что детский организм знает лучше вас, что ему надо.

В результате регулярного кормления мясом с хлебом, кашей с молоком и сахаром, сладкими пирогами возникает брожение пищи в пищеварительном тракте, вызывающее у детей частые воспаления миндалин, поносы, запоры, гастриты, немотивированный подъем температуры, аллергию. Некоторые родители, перекармливая детей, закладывают основы ожирения, неизбежно ведущее к целому букету заболеваний.

Многие узнают себя в портрете человека, вваливающегося на кухню в пальто, который ест руками прямо из кастрюли, стоя у раскрытого холодильника. Не стоит забывать о том, как важен процесс подготовки организма к приему пищи. Пока вы красиво сервируете стол, включаются звуковые, световые, слуховые и другие анализаторы, помогающие организму подготовиться к принятию пищи, выработать желудочный сок. В старину в деревне было заведено, чтобы младшие дети тщательно протирали перед обедом большой деревянный стол, не говоря уже об общепринятой молитве, являющейся своеобразной медитацией.

1. Культура питания

В понятие "культура принятия пищи", вероятно, можно включить термин "психология еды", означающий человеческое окружение, обстановку в столовой, ее освещение, звучащую музыку.

В дореволюционные времена размеренный образ жизни способствовал тому, что в каждом обеспеченном доме строго соблюдались часы приема пищи и свято чтились традиции послеобеденного семейного совета. Вся семья собиралась за большим обеденным столом, покрытым накрахмаленной скатертью и салфетками, сервированным тонким фарфором, сияющим хрусталем и начищенными до блеска столовыми приборами, причем каждому дню недели соответствовал определенный цвет столового белья. Обедали в просторных светлых столовых с огромными окнами, а кофе с коньяком и сигары подавались в полутемный кабинет, куда мужчины переходили для послеобеденных бесед о политике. Во время еды, как правило, велись тихие беспредметные разговоры, позволяющие принимать пищу неторопливо, тщательно пережевывая. Когда нового соседа по имению приглашали к обеду — это было серьезным знаком внимания и уважения.

Если вспомнить, что в одном доме все нам кажется изумительно вкусным, а в другом — не очень, хотя продукты используются дорогие, доброкачественные и рецепты соблюдаются точно, невольно напрашивается мысль: существует некая "биоэнергетика" приготовления пищи. Качество еды во многом зависит от душевного настроя хозяйки, готовившей ее. Мы знаем о том, что существуют люди, биоэнергетически "подходящие" и "не подходящие" друг к другу. Если перенести это понятие и на еду, которая является для организма главным источником энергии, то очень показательным кажется правило, описанное Александром Дюма в романе "Граф Монте Кристо" — ничего не есть в доме врага.

Священнодействие трапезы во все века, на всех континентах было окружено особой атмосферой. За столом должны царить покой и доброжелательность. Ни в коем случае не следует выяснять отношения. В старинном этикете говорилось, что, передавая за столом соль или хлеб, необходимо смотреть друг другу в глаза.

Многие замечали, что не с каждым человеком чувствуешь себя уютно за столом, не со всеми можно садиться за стол, принимать пищу и алкогольные напитки. Неспроста среди почитателей зеленого змия бытует понятие "легкой руки". Все это касается и еды. От наших бабушек мы слышали о людях, которым не доверяли резать хлеб, потому что он сразу же черствел.

В одной из религиозных сект мудрого Востока запрещается подпускать женщину к приготовлению еды в период ежемесячного гормонального обновления. У нас же считается, что капуста, заквашенная во время полнолуния, никогда не получится вкусной и хрустящей. Эти и другие приметы заставляют задуматься о великой связи всех явлений Природы — звезд, растений, звуков, цветов радуги, человеческого организма. Что касается растений, то на Украине издавна любили ставить на стол клевер, весенние одуванчики.

А в императорских дворцах и семьях крупных европейских вельмож было принято не только украшать столы живыми цветами, но и давать обеды под звуки струнных оркестров. На Руси же цари трапезничали под песни и пляски скоморохов. Эти обычаи были продиктованы отнюдь не капризами монархов, они и сейчас несут в себе глубокий смысл. Дело в том, что легкая классическая музыка расслабляет центральную нервную систему, "освобождая" поджелудочную железу и всю ферментативную систему для того, чтобы во время еды работали только органы пищеварения.

Есть нужно с удовольствием, пытаясь не отвлекаться, тогда пища будет лучше усваиваться. Старайтесь не брать себе добавки. Потерпите. Чувство насыщения придет чуть позже. Если вы мало съели, лучше перекусите через два часа. Прекрасно, если это будет морковь, яблоко, персик, сладкий перец, апельсин, овсяная каша и даже макароны из муки грубого помола.

Неплохо, если хозяйка дома заранее планирует какие-то блюда и сообщает об этом всем членам семьи. Человек должен быть психологически готов к тому, что ему придется есть, а ферментативная система сама подготовит к этому желудочно-кишечный тракт. За 30 минут до употребления в пищу мяса или рыбы желательно выпить стакан свежего овощного сока (вместо жирного бульона). Тогда желудочный сок выделится в том количестве, которое необходимо для переваривания белков. До и после еды лучше ничего не пить.

Жидкость может поступать не ранее, чем через 30 минут по окончании еды. А во время болезни желательно поменьше есть и побольше пить. Старайтесь не перекармливать больных, за которыми ухаживаете. Вы снижаете их шансы на скорейшее выздоровление. А главное, во время приема пищи сохранять хорошее настроение. "Веселое сердце — наилучшее лекарство", — говорил мудрый Соломон еще III тысячелетия назад.

2. Время и количество еды

Этому посвящено описание и обоснование методики диет, предлагаемых автором и проверенных на практике.

Лечение больных при помощи данной методики дало блестящие результаты. Еще земские врачи подобным способом лечили язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, чахотку, депрессии и многое другое, с чем им приходилось сталкиваться в своей практике.

Методика основана на следующих принципах:

питание без хлеба, сахара, соли, сливочного масла (на период лечения допустимо подсаливать лишь первые блюда);

7-8-ми разовое питание;

монодиета, что подразумевает прием в течение дня одного вида продукта, например, весь день каши, овощи, первое блюдо.

Применяя лечебные диеты, описанные в книге, по данной методике можно не только лечить печень или желудок, но и восстановить нарушенные связи между системами и органами. А поскольку человеческий организм — сложная биохимическая лаборатория, то эти связи и их четкое взаимодействие необходимы для того, чтобы продлить срок службы каждого подразделения этой лаборатории.

Во время монодиеты происходит разгрузка и восстановление организма как на макро-, так и на микроуровне. Это дает возможность не просто подлечить или залечить какой-то процесс, но и ввести организм в фазу стабильной работы.

Усвоив и приняв подобный образ питания, заметно улучшается настроение, более радостным становится восприятие окружающего мира. Не все знают о том, что частые состояния подавленности духа, "черные" мысли, взрывные эмоции, немотивированные слезы и депрессии могут быть вызваны дисфункцией печени, кишечника или плохой работой надпочечников. Вдруг начинает казаться, что вы никому не нужны, вас разлюбили и позабыли. Эта болезнь, которая еще не дает о себе знать болевыми синдромами, окрашивает вашу жизнь в серые и черные тона.

Описаны некоторые симптомы, позволяющие судить о небольших отклонениях в работе тех или иных органов. Удивительно, с каким постоянством мы отравляем свой организм экологически грязной водой, продуктами, животными жирами, ежедневным употреблением мяса, алкоголя, сигарет, не вникая в то, какую гигантскую работу проделывают все очистительные системы по ликвидации последствий таких "удовольствий". Потом вдруг удивляемся, откуда берутся болезни. А ведь печень, почки, сердце, кишечник тоже могут "уставать" и "бастовать", если их перегружать работой.

При обнаружении в своем организме признаков каких-либо заболеваний или при "получении" определенного диагноза не стоит приходить в панический ужас, который парализует волю, притупляет мышление. Не лучше ли энергию, которая уходит на то, чтобы жалеть себя, использовать для реальной помощи ослабленному организму. Ведь психологический настрой определенным образом влияет на протекание заболевания и, в конечном счете, его излечение. Лишь недавно появилась литература о том, какой огромной силой обладает энергия мысли, какое влияние на нашу жизнь оказывает так называемая ментальная сфера. История дает немало примеров того, как вера в победу помогала солдатам выигрывать безнадежные сражения. Пытайтесь представить себе любые образы, которые милы вашему сердцу и зачастую возникают сами по себе. Не отрешайтесь от них — они помогут справиться с недугом.

Проведя аналогию с живой природой, которая нас окружает, можно заметить, что заболевшее животное часто покидает стадо в поисках целебного растения. Когда человек болеет, ему хочется побыть в одиночестве, его раздражает привычное окружение, угнетает пища животного происхождения. Изучив химический состав многих продуктов растительного происхождения и их воздействие на организм человека, мы обнаружили, что многие из них в состоянии помочь нам исцелиться, если их употреблять в правильном сочетании и приготовленными определенным способом.

При возникновении или развитии острых и хронических процессов организму показана монодиета. Это означает, что все 7-8, а при язвах, депрессиях все 9-10 раз в день в пищу употреблять одно блюдо (например, печеный картофель или гречневую кашу). Если такое однообразие становится невыносимым, можно из этих продуктов приготовить несколько различных блюд. Например, если это творог, то в течение дня его можно варьировать: с изюмом и орехами, кислым молоком или кефиром, чесноком и зеленью. Если это свекла, то ее можно подавать с хреном, обязательно с растительным маслом, орехами, изюмом, калиной, ягодными заготовками, со свежими огурцами, морковью, яблоками.

При лечении любого заболевания монодиетой обязательно учитывается работа ферментативной системы. Каждый орган, участвующий в переваривании пищи, имеет свою ферментную функцию. Наш организм вырабатывает около сотни различных ферментов, при помощи которых происходит расщепление и переваривание пищи до энергии и воды. Каждый из этих ферментов отвечает за "обработку" определенной группы продуктов питания. Поэтому, когда мы едим огурцы с молоком, хлеб с мясом, яйца с картофелем и тому подобное, в системе ферментов начинается "паника", которая напоминает броуновское движение частиц. Интересно, как бы вы отреагировали, если бы вас заставили одновременно читать книгу, красить забор, примерять новый наряд и играть в шахматы? Беспорядочно смешивая продукты в нашем организме, мы закладываем основы сбоя в работе пищеварительного тракта, общего обмена веществ и даже гормональной системы.

Очередность дней в монодиетах должна строго соблюдаться потому, что она дает возможность последовательно отдыхать различным группам ферментов. При такой системе питания каждый фермент восстанавливается, отбрасывая ненужное, и вновь работает с полной отдачей. Любые диеты, применяемые при ожирении, включающие яблоко, сыр, мясо, салат, яйцо, кашу (английская, голливудская, диета для космонавтов), безусловно дают на какое-то время сброс веса, но дестабилизируют работу ферментативной системы, а поскольку организм во время диеты воспринимает все более остро, то такая разбалансировка плачевна.

3. Основной принцип питания: умеренность

Есть нужно ровно столько, чтобы покрыть затраты энергии, не забывая при этом о суточном биоритме — "сова" выпьет с утра чашечку кофе, а "жаворонок" предпочтет завтрак поплотнее. Прекрасно начинать день с "эликсира здоровья" — 0,5 литра отвара овощей (картофель, морковь, петрушка, укроп). Не забывайте о том, что пища, съеденная без аппетита, менее полезна. Ибо аппетит — это и привычка, и инстинкт. С ним нельзя не считаться. Впрочем, как и со своими внутренними биологическими часами. Например, если в 8 часов утра вы примете алкоголь, то на печень обрушится сокрушительный удар. А вот если сядете за стол в 15 часов, то получите наибольшее удовольствие от еды, ибо в это время суток органы чувств обострены до предела, особенно обоняние и вкус.

Идеально перекусывать каждые два часа и, желательно, каждый день в одно и то же время, чтобы организм автоматически вырабатывал необходимые для пищеварения компоненты к определенным часам. Особое внимание необходимо уделить первому завтраку. Но почему мы просто обязаны позавтракать первый раз летом до 7-ми, а зимой до 8-ми часов утра?

Представьте себе рассвет. Вспомните, как в одночасье просыпается природа: пестрым многоголосьем заливаются птицы, оживляется растительный мир, ваша собака или кошка, дождавшись, когда вы проснетесь, нетерпеливо устремляется на кухню, забегая вперед. Начинается новый день, новая жизнь. Не слушайте тех, кто говорит, что организм должен "заработать" себе завтрак. Поверьте, он вам ничего не должен. А только вы ему. За то, что он терпит все издевательства над собой и при этом еще умудряется слаженно работать. Поэтому позавтракайте в указанное время, чтобы отбросить ночную токсичную желчь, вобравшую в себя отрицательные результаты вчерашних пищевых и многих других "подвигов".

Наиболее совместимы между собой овощи, фрукты, мед. Хотя кислые и сладкие плоды лучше вместе не употреблять. Растительная пища, заправленная растительным маслом, только усиливает свои лечебные свойства. Ни с чем не сочетается только дыня, являясь своеобразным "санитаром". Ее нужно есть как самостоятельное блюдо, чтобы не вызвать сильных гнилостных процессов в кишечнике.

ФАСОЛЬ, ГОРОХ, БОБЫ, ЧЕЧЕВИЦА сочетаются только с зеленью и растительным маслом.

ЯЙЦА можно есть с зеленью, овощами. Их лучше употреблять после 14 часов и сократить количество в летнем рационе. Не стоит их сочетать со сливочным маслом, поскольку они вносят в организм чрезмерную порцию холестерина.

МЯСО хорошо сочетается с зеленью и красными овощами. Не выдерживает никакой критики мясо с тестом: пельмени, пирожки, чебуреки.

Несовместима БЕЛКОВАЯ ПИЩА разного происхождения: мясо — молоко, молоко — яйца, мясо — сыр, мясо — орехи.

БЕЛКОВУЮ ПИЩУ (мясо всех видов, птица, рыба, яйца, творог, сыр, молоко, орехи) и КРАХМАЛЬНУЮ (хлеб, изделия из муки, каши, картофель) нужно употреблять в разное время суток. Даже птицы клюют зерна и ловят насекомых в разное время дня.

СВЕЖЕЕ МОЛОКО не совмещается ни с чем и вообще плохо усваивается взрослым организмом. Оно полезно лишь детям и старикам.

САХАР плохо сочетается с белковой и крахмалистой пищей, потому что не требует переваривания в желудке, а сразу усваивается в кишечнике. А употребление сахара с белковой или углеводной пищей ведет к брожению и задержке ее в желудке, и, как следствие, — кислая отрыжка, изжога.

В обычных условиях СОЛЬ лучше не употреблять, поскольку потребность в ней возникает лишь при истощении надпочечников.

Любители растительной пищи должны знать, что ОВОЩИ лучше варить в малом количестве воды. Главное — не соединять в одном приеме пищи тех плодов, что растут на деревьях, с теми, что растут на грядках. Исключение составляет лимон, его можно добавлять в любые овощные блюда.

Каждый продукт питания несет свою энергетику. А если плохое настроение, лучше принять душ, послушать легкую музыку и с радостью приступить к приготовлению пищи, дабы не отнимать энергию у продуктов. В противном случае, вместо живых витаминов и других необходимых веществ наш организм будет получать безжизненную массу.

И, наверное, надо все-таки готовить те блюда, которые любят члены семьи. Потому что, если мать заставляет ребенка есть то, что ей легче и проще приготовить, а не то, что он любит, то к 15-16 годам у него могут возникнуть хронический гастродуоденит и холангит. Пищевые пристрастия формируются не капризным характером, а генетической памятью рода.

Выбирайте самые приемлемые для вас рекомендации и выполняйте их постоянно для получения эффекта, памятуя древнюю восточную пословицу: "Золото лежит на дне терпения".

1. Ильина Светлана "Как надо питаться".

Рефераты по медицине

Сохранение здоровья населения является одной из задач государственной важности.

В последние годы благодаря возрастающей технизации и автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической работы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В связи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими неинфекционными заболеваниями. К их числу можно отнести так называемые массовые дегенеративные болезни, главным образом атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, подагру.

Значительно изменилось использование некоторых основных продуктов: увеличивается потребление продуктов животного происхождения, овощей и фруктов, сахара. Вместе с тем общая доля сложных углеводов в питании постепенно уменьшается.

Болезни, связанные с недостаточным питанием, вызываются неудовлетворительным обеспечением организма железом, тиамином, рибофлавином, фолиевой кислотой и кальцием, что, в частности, приводит к развитию гиповитаминозов и гипомикроэлементозов

По определению академика А.А.Покровского, рациональное питание – это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей продукта, избыток его не только не принесет добра, но может причинить здоровью серьезный вред.

В последние годы особенно много говорят об опасности чрезмерного потребления жиров и углеводов, в результате которого развивается ожирение со всеми вытекающими последствиями: сахарным диабетом, нарушением функции печени и другими болезнями. Но существенный вред может принести и избыток в пищи белков, солей.

Поэтому-то в каждодневное меню необходимо включать разнообразные продукты – молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрукты. Не обойтись и без различных жиров, в числе которых непременно должны присутствовать сливочное и растительное масла. И не имеющая никаких питательных веществ клетчатка (растительные волокна) овощей и фруктов необходима организму, ибо она содействует выработке пищеварительных соков, регулирует деятельность кишечника и выводит из организма избыток холестерина.

Неправильно организуют питание те люди, которые уже с детства отказываются от «нелюбимых» либо якобы «не идущих» им продуктов. Тем самым они хронически лишают свой организм необходимых питательных веществ, удачно дополняющих друг друга. Например, богатые растительными белками каши, макаронные изделия и молоко, творог, сыр. Хлеб хорошо сочетается с молоком и кефиром, мясом, рыбой и т.д.

Значение белков в питании.

Белки играют в питании человека чрезвычайно важную роль, так как они являются главной составной частью клеток всех органов и тканей организма.

Основное назначение белков пищи — это построение новых клеток и тканей, обеспечивающих развитие молодых растущих организмов. В зрелом возрасте, когда процессы роста уже полностью завершены, остается потребность в регенерации изношенных, отживших клеток. Для этой цели требуется белок, причем пропорционально изнашиваемости тканей. Установлено, что чем выше мышечная нагрузка, тем больше потребности в регенерации и соответственно в белке.

Белки — сложные азотсодержащие биополимеры, мономерами которых служат α-аминокислоты.

Белки в организме человека выполняют несколько важных функций — пластическую, каталитическую, гормональную, функцию специфичности и транспортную. Важнейшей функцией пищевых белков является обеспечение организма пластическим материалом. Организм человека практически лишен резервов белка. Единственным источником их являются белки пищи, вследствие чего они относятся к незаменимым компонентам рациона.

Во многих странах население испытывает дефицит в белках. В связи с этим важной задачей становится поиск новых нетрадиционных способов его получения.

Среди растительных продуктов значительным содержанием белка отличаются бобовые. До периода культивирования картофеля в Европе бобовые растения составляли одну из основных частей пищи населения. До сих пор во многих странах бобы, фасоль, горох культивируются на больших площадях. Белки сои богаты всеми незаменимыми аминокислотами, скор которых равен или превышает 100 % по шкале ВОЗ; исключение составляют серосодержащие аминокислоты (скор 71 %). Усвояемость соевых белков равна 90,7 %. По анаболической эффективности они не уступают белкам животного происхождения.

Пищевые жиры не только являются источником энергии, но и поставляют материал для биосинтеза липидных структур, в частности мембран клеток, в организме.

Жиры обладают наибольшей энергетической ценностью. При сгорании1г жира выделяется 37,7 кДж (9 ккал) тепла (при сгорании 1 г белка или углеводов — только 16,75 кДж (4 ккал)). Различают животные и растительные жиры. Они обладают различными физическими свойствами и составом. Животные жиры — твердые вещества. В их состав входит большое количество насыщенных жирных кислот, имеющих высокую температуру плавления. Растительные жиры в отличие от животных содержат значительное количество полиненасыщенных жирных кислот, относящихся к незаменимым факторам питания. Жировые продукты, помимо жиров, состоящих из глицерина и жирных кислот, содержат стерины, фосфолипиды и жирорастворимые витамины, оказывающие выраженное физиологическое действие.

Источником животных жиров являются свиное сало (90—92 % жира), сливочное масло (72—82 %), жирная свинина (49 %), колбасы (20—40 %), сметана (30 %), сыры (15—30 %). Источник растительных жиров — растительные масла (99,9 % жира), орехи (53—65 %), овсяные (6,1 %) и гречневые (3,3 %) крупы.

Основным компонентом жиров являются жирные кислоты. В природных условиях обнаружено свыше 40 жирных кислот.

Насыщенные жирные кислоты (пальмитиновая, стеариновая и др.) используются организмом в основном как энергетический материал. Максимальное количество насыщенных жирных кислот содержат животные жиры (в говяжьем и свином жире — 25 % пальмитиновой, соответственно 20% и 13 % стеариновой кислот, в масле сливочном — 7% стеаринозой, 25% пальмитиновой и 8% миристиновой кислот). Избыток насыщенных жирных кислот в питании часто приводит к нарушению обмена жиров, повышению содержания холестерина в крови.

Большинство людей полагают, что наиболее полезным для организма является сливочное масло, и потребляют только его. Безусловно сливочное масло имеет высокие вкусовые качества, содержит ретинол, легко усваивается организмом. Вместе с тем многие забывают, что биологическая потребность в жирах и некоторых других компонентах может удовлетворяться только за счет рациональной смеси жиров животного и растительного происхождения. Лица, потребляющие только сливочное масло, страдают от недостатка жизненно необходимых пищевых веществ.

Если в течение длительного времени резко уменьшить в питании количество жира или ограничиться только сливочным маслом, организм теряет способность правильно использовать избыток его и становится менее стойким к развитию атеросклеротического процесса. Принято, что 1/3 суточного потребления жиров должны составлять растительные жиры, а 2/3—животные. Растительные масла следует использовать в основном с винегретами, салатами, разного вида закусками, при приготовлении соусов и т.п. В этом виде растительные жиры лучше усваиваются. Однако для лиц пожилого возраста, а также при повышенном содержании холестерина в сыворотке крови соотношение растительных и животных жиров должно быть 1:1.

Значение углеводов в питании.

Углеводы как эссенциальные компоненты пищевого рациона не только определяют основной энергетический гомеостат организма, но существенно необходимы также для биосинтеза многих углеродсодержащих полимеров. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов, и том числе более 2,5 тонн простых углеводов. Углеводы являются основной составной частью пищевого рациона человека, так как их потребляют примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров. При обычном смешанном питании за счет углеводов обеспечивается около 60 % суточной энергоценности, тогда как за счет белков и жиров вместе взятых — только 40 %. Углеводы в организме используются преимущественно как источник энергии для мышечной работы. Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше требуется углеводов. При малоподвижном образе жизни, напротив, потребность в углеводах уменьшается.

Около 52-66 % углеводов потребляется с зерновыми продуктами, 14-26 % — с сахаром и сахаропродуктами, около 8-10- с клубне- и корнеплодами, 5—7 % с овощами, фруктами.

Углеводы — довольно сильный раздражитель внешней секреции поджелудочной железы, в том числе наиболее активный стимулятор синтеза инсулина, которому принадлежит важная роль в регуляции углеводного обмена, в поддержании оптимального для организма гомеостаза глюкозы. Алиментарная многолетняя перегрузка легкоусвояемыми углеводами первоначально вызывает гиперплазию β-клеток, затем может привести к ослаблению инсулярного аппарата вследствие перенапряжения и созданию предпосылок для развития сахарного диабета.

Значение витаминов в питании.

Витамины — жизненно необходимые низкомолекулярные органические биологически высокоактивные соединения разнообразной химической природы, не синтезируемые (или синтезируемые в недостаточном количестве) в организме, поступающие с пищей и выполняющие функцию катализаторов — ускорителей обменных процессов. Витамины относятся к незаменимым факторам питания, однако не являются источником энергии. Содержание их в пищевых продуктах составляет, как правило, 10-100 мг/100г.

Алиментарная недостаточность витаминов возникает вследствие их низкого содержания в суточном рационе, из-за длительного или неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки, воздействия антивитаминных факторов, нарушения баланса химического состава рационов и оптимальных отношений между витаминами и другими пищевыми веществами и между отдельными витаминами; из-за пищевых извращений и религиозных запретов, налагаемых на ряд продуктов у некоторых народностей.

Повышенная потребность в витаминах возникает при особых физиологических состояниях организма (интенсивный рост, беременность, лактация), определенных климатических условиях, интенсивной физической или нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях, при инфекционных заболеваниях, интоксикациях, заболеваниях внутренних органов, желез внутренней секреции, повышенной экскреции витаминов.

Ретинол (витамин А) необходим для нормального зрения, роста, клеточной дифференцировки, воспроизводства и целостности иммунной системы.

Основными источниками ретинола являются печень (3000-15000 мкг) и печеночный рыбий жир. Значительно также содержание ретинола в молоке (50-70 мкг/100 г), молочных продуктах, сырых яйцах (100-300 мкг/100 г) и продуктах из яиц, а также в курином мясе (20—100 мкг/100 г). Другие виды мяса и большая часть рыбы бедны ретинолом(0—30 мкг/100 г). Активно усвояемые каротиноиды имеются во многих овощах — в моркови (2000—7000 мкг/100)г, лиственных овощах (2000-3000 мкг/100 г), томатах (700-1200 мкг/100 г).

Кальциферол (витамин D) необходим для нормального процесса всасывания кальция.

Токоферол (витамин Е) способен нейтрализовать аутоокислительные реакции в организме, являясь одним из основных алиментарных антиоксидантов.

Значение минеральных веществ в питании.

В рациональном питании минеральные вещества имеют ничуть не меньшее значение, чем белки, жиры, углеводы и витамины. Так же, как и при недостатке основных пищевых веществ или витаминов, при дефиците минеральных веществ в организме человека возникают специфические нарушения, приводящие к характерным заболеваниям.

Минеральные вещества составляют значительную часть человеческого тела (около 3 кг золы). В костях они представлены в виде кристаллов,вмягких тканях — в виде истинного либо коллоидного раствора в соединении главным образом с белками.

Натрий широко представлен во всех органах, тканях и биологических жидкостях организма человека. Он играет важную роль в процессах внутриклеточного и межтканевого обмена. Соли натрия присутствуют преимущественно во внеклеточных жидкостях — лимфе и сыворотке крови. Важное место принадлежит соединениям натрия в образовании буферной системы крови, обеспечивающей кислотно-щелочное равновесие. Соли натрия участвуют в обеспечении постоянного осмотического давления протоплазмы и биологических жидкостей организма.

Калий, как и натрий, имеет большое значение в образовании буферных систем, предотвращающих сдвиги реакции среды и обеспечивающих их постоянство.

Калий в основном содержится в растительных продуктах. Много калия содержат картофель (429 мг/100 г), хлеб (240 мг/100 г.), арбуза, дыни. Значительным содержанием калия отличаются бобовые: соя (1796 мг/100 г), фасоль (1061 мг/100 г), горох (900 мг/100 г). Много калия содержат крупы: овсяная, пшено и др. Существенным источником калия являются овощи: капуста (148 мг/100 г), морковь (129 мг/100 г), свекла (155 мг/100 г), а также продукты животного происхождения; молоко (127 мг/100 г), говядина (241 мг/100 г), рыба (162 мг/100 г). При смешанном пищевом рационе потребность в калии удовлетворяется полностью, однако имеются существенные сезонные колебания: невысокое потребление весной (около 3 г в сутки), максимальное — осенью (5—6 г в сутки).

Кальций. До 99 % кальция, имеющегося в организме, сосредоточено в костях скелета, около 1 % — в составе всех органов, тканей и биологических жидкостей. Однако значение этого элемента не исчерпывается только ролью в правильном формировании костной ткани. Кальций необходим для поддержания нервно-мышечной возбудимости, он участвует в столь важном процессе, как свертывание крови, оказывает влияние на проницаемость клеточных оболочек. Потребность в кальции взрослых составляет 800 мг/сут.

Фосфор. Фосфорные соединения играют особенно важную роль в деятельности головного мозга, скелетных и сердечных мышц, потовых желез.

Значительным содержанием фосфора отличаются молочные продукты, в частности сыры (до 60 мг/100 г), а также яйца (в желтке — 470 мг/100 г). Много фосфора в бобовых (в фасоли — 504, горохе — 369 мг/100 г), в хлебе и крупах (200 — 300 мг на 100 г), однако усвояемость фосфора зерновыхпродуктовнизка в связи с большим удельным весом фитиновых соединений. Важным источником фосфора являются мясо и рыба (120 — 140 мг/100 г). Потребность в фосфоре у взрослых составляет 1600 мг/сут, у детей — 1500—1800 мг/сут.

Значение тепловой кулинарной обработки продуктов в рациональном питании.

Около 80% пищевых продуктов употребляются после термической обработки, что способствует их размягчению и повышению усвояемости. Кроме того, температурная обработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, что обеспечивает безопасность продуктов, в первую очередь животного происхождения и корнеплодов. При тепловой обработке разрушается ряд токсических веществ, например ингибиторы пищеварительных ферментов.

Наряду с позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие на пищевые продукты. При тепловой обработке разрушаются витамины и некоторые пищевые ингредиенты (белки, жиры, минеральные вещества) и могут образовываться вредные вещества.

Особое влияние на биологическую ценность продуктов и сырья оказывает тепловая кулинарная обработка. Различают несколько способов тепловой обработки продуктов: варка в воде и на пару, бланшировка, стерилизация и жарка. При нагревании растворимые белки денатурируют и превращаются в золи или гели. Так, белки яйца при достижении внутри яйца температуры 80°С коагулируют, образуя гели. В результате свертывания белковый гель внутри мышечных волокон уплотняется с выпрессовыванием значительной части, содержащейся в нем воды вместе с растворенными в ней веществами.

При варке растительных продуктов, помимо термического распада пектина, происходит насыщение клеток водой — внедрение воды в белки, пектины, крахмал. В целом при варке растительных продуктов часто происходит потеря воды. При варке картофеля теряется 2 — 6%, капусты – 7 – 9%. Варка растительных продуктов на пару также способствует снижению потерь пищевых веществ по сравнению с варкой в воде, так как экстрагирование происходит только из поверхностных слоев. Варка на пару сокращает потери витаминов почти в два раза. При жарке растительных продуктов происходит в основном распад пектинов с образованием растворимых пектинов и воды.

При варке продуктов животного происхождения потери пищевых веществ происходят за счет вытапливания жира. По-видимому, при варке мяса часть его белков подвергается слабому гидролитическому расщеплению. Излишнее продление тепловой обработки животных продуктов может вызвать заметное ухудшение питательной ценности содержащихся в них белков.

Несовместимость и непереносимость пищевых продуктов.

Практическое значение явления непереносимости и несовместимости пищевых продуктов достаточно велико. Выделяют четыре группы нарушений в организме при непереносимости и несовместимости продуктов.

Первая группа, включающая случаи полного наследственного нарушения синтеза какого-либо из ферментов в различных участках слизистой пищеварительного тракта, объединяет патологические состояния, относящиеся к классу наследственных болезней.

Вторая группа характеризует случаи преимущественно вторичной, приобретенной слабости синтеза отдельных пищеварительных ферментов. К числу болезней этой группы относятся наиболее широко распространенные случаи пониженной переносимости многих пищевых продуктов.

Третья группа объединяет проявления пищевой аллергии. От пищевой аллергии в той или иной мере страдает от 5 до 50 % больных аллергозами. Явления пищевой аллергии могут возникать при потреблении весьма многих продуктов. Непременным компонентом аллергенов являются белки или пептиды. Наиболее распространенными пищевыми аллергенами являются белки яиц, молока, пшеницы, рыбы, моллюсков, земляники, орехов, томатов, шоколада, бананов и даже цитрусовых.

В последние годы удалось выяснить химическую природу наиболее важных пищевых аллергенов (β-лактоглобулинов А и В, лактоглобулинов и различных фракций казеинов) в составе молочных продуктов. Иногда замена коровьего молока на козье, кобылье или на его заменители позволяет избавиться от аллергии. Описаны случаи высокой чувствительности к продуктам, содержащим даже минимальные количества дрожжей, — пиву, хлебу, сыру.

Значение рационального питания.

Рациональное питание является необъемлемым компонентом здорового образа жизни.

Правильное питание представляет не только биологическую, но и социально-экономическую и даже политическую проблему. Тем не менее существует много факторов, зависящих не только от уровня развития общества.

Питание является привычкой, которой можно управлять. Какие же факторы влияют на формирование этой привычки? Их достаточно много и вот основные из них:

1) Психологические — личные пристрастия к той или иной пище, семейные пищевые традиции, жизненная философия (отношение к вегетарианству).

2) Географо-экологические – производство продуктов питания и климат, традиционные с/х культуры.

3) Физиологические – рост, развитие организма, степень двигательной активности, необходимость соблюдения диеты по состоянию здоровья.

Таким образом, на пищевые привычки человека влияют многочисленные факторы, определяющие характер его питания. Поэтому очень важно обращать внимание на формирование и воспитание рациональных пищевых привычек с раннего возраста, чтобы в зрелом возрасте проблем со здоровьем, связанных с питанием, у человека уже не возникало.

1. Рациональное питание/ Смоляр В.И. – Киев: Наук. думка, 1991.

Доклад на тему разговор о правильном питании
доклад на тему разговор о правильном питании Чем кормить детей дома? Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний
http://sundekor.ru/uchebnyj-material/1-kurs/doklad-na-temu-razgovor-o-pravilnom-pitanii/
Коротко о правильном питании
Коротко о правильном питании Здоровое питание – один из важнейших компонентов красоты и здоровья. Правильное питание поможет не только оставаться в прекрасной форме, но и позволит чувствовать
http://penzalfk.ru/food_briefly/
МАОУ Ефимовская средняя общеобразовательная школа —
МАОУ «Ефимовская средняя общеобразовательная школа» «Правильное питание — важнейший залог здорового развития растущего организма ребенка» Главное правило рационального питания
http://efim-school.ucoz.ru/index/doklad_pravilnoe_pitanie_vazhnejshij_zalog_zdorovogo_razvitija/0-99
Реферат Правильное питание
Медицина, здоровье, реферат, 23.2 Кб.
http://refeteka.ru/r-123721.html
Рефераты по медицинеПравильное питание
В последние годы благодаря возрастающей технизации и автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической работы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому,
http://studentmedic.ru/referats.php?view=907

(Visited 46 times, 1 visits today)