Культура семейных отношений

Культура семейных отношений

Культура семейных отношенийДля того, чтобы отношения в семье были счастливыми, радостными, необходима определенная культура. В этой статье мы рассмотрим культуру семейных отношений с помощью цитат знаменитых людей.

Да, это два совершенно непохожих своеобразных мира, которые притягиваются друг к другу, потому что разные. Но впоследствии могут оттолкнуться. Почему? Потому что разные. Очень часто мы слышим оправдание несостоявшимся или разрушенным отношениям: «Мы совершенно разные люди». Сначала нас эта непохожесть привлекает, как привлекают новые города, путешествия, новые друзья, знакомства, ощущения. Но потом все это надоедает, и мы начинаем поиск других отношений. Нам нужно понять, что это за различия, научиться ценить их и радоваться им.

«Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать». А.Моруа.

Отношения не есть нечто статичное. Если они не строятся, не развиваются и не поддерживаются – значит, они разрушаются. Строят взаимоотношения оба партнера, но каждый играет свою особую роль, и если эти роли меняются, отношения рушатся. Поэтому очень важно понять именно свою роль, свое предназначение. А понять это не так уж сложно. Мужчина – это лидер, разумный, ответственный, другими словами, мужественный. Женщина – нежная, добрая, красивая, целомудренная, слабая, т.е. женственная, та, которая нуждается в защите.

Мужчина отождествляется с разумом, или с Всевышним Господом. Поэтому он никогда не жалуется, терпит и надеется на Бога.

Женщина отождествляется с умом, или с энергией Господа. Поэтому она может выражать свои просьбы, жалобы, но не требования, т.к. зависит от мужчины. Такова тонкая структура семьи, ее законы.

«Если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она несчастна». К.Маркс.

Взаимоотношения основываются на умонастроении женщины. Муж должен учитывать потребности жены, т.к. она слабее физически и психологически, чувственна, интуитивна и зависима. И если она чем-то не удовлетворена, это всегда будет отражаться на мужчине. Она должна быть хорошо воспитана: от ее воспитания зависит выбор целей, к которым будет стремиться семья. Женщина не должна предъявлять слишком много претензий к мужу, должна быть удовлетворенной его доходом, вдохновлять его, видеть в нем героя.

В свою очередь мужчина должен быть самодостаточным и независимым. Он не зависит от каких-либо условий и обстоятельств, может найти выход из любой ситуации. Он может зависеть только от Всевышнего Господа.

Мальчиков воспитывают более аскетично и жестко, чем девочек, учат контролировать чувства. Для них применимо воспитание и обучение вдали от дома: это закаляет их, делает самостоятельными.

Девочка же воспитывается в семье. С детства ее учат зависеть от мужа, она видит это на примере своих родителей. Воспитывает девочку мама, а папа, в основном, балует и защищает. Если у нее будут слишком жесткие отношения с отцом, она не будет знать, как общаться с мужем. У нее должно быть достаточно подруг, общение с которыми дает девочке эмоциональное удовлетворение. Ей дают хорошее образование, обучают языкам, искусствам, танцам. Она учится хорошо готовить.

«Отношение к женщине – тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости». В.А.Сухомлинский.

Женщина – существо слабое и зависимое. Она любит комфорт и уют, и мужчина должен создать ей такие условия. Если у нее плохое настроение, мужчина должен понять ее и помочь справиться с унылостью. Женщина нуждается в защите. Если мужчина ждет, что женщина будет заботиться о его комфорте и настроении, он становится женственным и слабым, чувственным и похотливым.

Женщина в таком случае автоматически берет ответственность на себя, перестает зависеть от мужчины, начинает на него кричать, выдвигать ему свои требования, т.е. принимать за него решения. Роли меняются. Мужчина становится ненужным. Он подавлен, не чувствует себя героем, лидером. Так формируется тип «подкаблучника». Женщина же становится в таком случае нахальной и агрессивной, т.к. не чувствует защиту. Она теряет свою привлекательность и женственность.

Оба несчастны и разочарованы.

«Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой». Г.Гегель.

Если каждый хочет счастья для себя и тянет одеяло на себя, отношений не будет. Мужчина должен понять, что, если женщина несчастна, он тоже не сможет стать счастливым. Он просто не сможет наслаждаться счастьем один, потому что его обязанности состоят в том, чтобы защищать женщину, быть героем. Но если он сделает ее счастливой, сам обретет счастье.

Соответственно женщина должна научиться быть женщиной, зависимой, терпеливой и любящей. Она не должна постоянно давать мужчине советы и указания, но позволить ему самостоятельно принимать решения и выполнять их.

Тогда между ними появится крепкая связь и редкое в наше время взаимопонимание. Они будут выполнять свои обязанности из любви и благодарности к другому человеку.

с использованием материалов лекций Энвера Измайлова и Вячеслава Рузова.

Культура семейных отношений и ее формирование

Часто ли мы задумываемся о том, что такое семья? Наверное, не очень часто, но если нужна помощи и поддержка, то куда мы в первую очередь обращаемся? К семье и к друзьям. А как же иначе, ведь если в семье нормальные взаимоотношения, то и помощь и поддержка будут обеспечены по максимуму ее возможностей.

Все мы знаем, что семья – это группа людей, связанная родственными отношениями, но одни только родственные связи не всегда помогают строить нормальные отношения в семье. Для этого необходимы постоянные усилия всех членов семьи, как взрослых, так и детей.

Хотя семейный микроклимат формирует в первую очередь именно взрослое поколение. Они создают тот особый семейный дух, который потом дети перенесут в свою семью. И семью свою они будут строить по тому образу, который видели в детстве. И не дай бог, если у них перед глазами окажется не самый лучший вариант семейных отношений. Ведь тогда они испортят жизнь не только себе, но и всем своим близким (супругу или супруге, а также детям).

А многие ли из нас задумывались о том, как лучше построить крепкую и дружную семью? На чем такая семья должна быть основана и что для этого необходимо, кроме материальных благ? Я специально посмотрела в Интернете, много ли запросов в месяц с текстом «как построить крепкую семью».

И знаете сколько раз в месяц про это спрашивают? Всего 50 вопросов. А знаете сколько ответов на этот вопрос готов выдать Яндекс? Два миллиона готовых ответов всего на 50 задаваемых вопросов. Получается или все знают или стесняются спросить. Только не очень понятно почему. Видимо надеются, что само все образуется.

Ан нет, сам только прыщик может появиться, а семейные отношения необходимо строить и строить основательно. Почему у наших предков были крепкие семьи? Потому что их учили этому постоянно и готовили к семейной жизни заранее. А нам, получается, даже в Интернете посмотреть не хочется или лень?

Но, как бы то ни было, все равно формированию культуры семейных отношений обязательно нужно учиться, главное, что и учить есть кому. Так что хотя бы для тех пятидесяти стоит писать в надежде, что может быть они сумеют построить крепкую семью.

Сайт заместителя директора по УВР

Формирование культуры семейных отношений

зам.директора по УВР,

Семья – один из шедевров природы

(Дж. Сантаяна, философ)

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, морально – правовой ответственностью (БЭС).

Семья (по И. Далю) – совокупность близких родственников, живущих вместе, родителей с детьми (В.И. Даль).

Роль семьи в жизни любого человека трудно переоценить. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе транслирует ценности заложенные родителями. Например, если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, общества, адаптироваться и реализовать социальные потребности.

Зачем нам говорить о формировании культуры семейных отношений, воспитании будущего семьянина способного жить счастливой семейной жизнью?

Можно вспомнить своих предков, которые жили многие тысячи лет крепким домом. И семьи у них были устойчивые, нежели современных. Если проанализировать историю семьи, окажется, что предков обучали этой науке основательно, если не сказать с пристрастием.

Еще 80-100 лет назад, ходили дети в школу или нет, они все должны были знать и исполнять правила жизни и поведения, диктуемые религией. Постулаты определяли каждый шаг человека, когда и сколько работать, когда и как отдыхать, кто и кому в доме должен подчиняться («жена да убоится мужа своего», «чти отца своего и матерь свою»), кроме религиозных законов, действовали выработанные веками народные обычаи и обряды, которые регулировали поведение в семье. Как смотреть на нужного человека, как отвечать старикам – все было оговорено.

Сломав государство, революция 1917 года, сломала и старый семейный уклад, древнейшие человеческое устройство. Наше государство испытывало много потрясений за последние 90 лет, и все это не могло не сказаться на семье, семейных традициях, укладе.

Социальный эксперимент породил многие варианты семейного быта. Не исчезла традиционная семья, но возник еще ее антипод: сообщество родственников, связанных общей крышей, фамилией, но не душой. Некая разновидность одиночества во множественном числе. У каждого свои интересы, заботы, друзья. Возникновение таких семей не может не настораживать.

Семья – это прежде всего семейные отношения , которые являются образом, лекалом для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей.

Одно из назначений семьи выявить в каждом из ее членов и в самом себе все лучшее, что в нем есть, развить и отдать на общее благо.

Поэтому особенно важной является воспитательная функция семьи, которая имеет 3 аспекта:

1. Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношения к людям, к делу, к себе).

2. Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний и т.д.)

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые

условия, численность и структура семьи, характер отношений, психо эмоциональный фон, особенности общения, личности родителей, уровень педагогической культуры.

Д.И. Писарев говорил: «Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей».

Что же такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается дать ответы человек в течение нескольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни странах. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обуславливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и в другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучие, а значит, меньше времени тратить на общении в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Заметно потускнело сюжетно-ролевая игра, т.е. в семьях, как правило, 1 ребенок.

Увеличивается число разводов, а воспитательная функция передается бабушкам и дедушкам.

Задачи воспитательной работы:

1. Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.

2. Развитее самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.

3. Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

4. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

5. Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений по подразделениям, привлечения родителей к участию в самоуправлении.

Цель работы в направлении семейного воспитания – максимальное сближение интересов обучающихся, родителей и педагогов по формированию всесторонне гармонично развитой личности.

– организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

– организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематические и индивидуальный консультации и бесед.

? создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

– организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам

воспитания детей, использование активных форм просветительской

– создание благоприятной атмосферы общения, направленной на

преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в

системе «учитель – ученик – родитель».

Виды деятельности в направлении «Семья»:

– сотрудничество пед.-психолога, соц. педагога, классного руководителя, организующих консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями.

? сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического, физического здоровья и благополучия ребенка.

? изучение семей обучающихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

– поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

– формирование культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей идеального ребенка, эта работа помогла задуматься над вопросом:

«А что от портрета идеального ребенка есть в моем собственном?»

По мнению обучающихся идеальные родители:

? понимают своих детей

? любит своих детей

? помогают решать проблемы

? не кричат на детей

? готовы выслушать и поддержать

? не читают нотаций

Опрос показал, что одна из главных проблемы – проблема

взаимопонимания. Как сделать так, чтобы формировать культуру семейных отношений, воспитать будущего семьянина видимо первую очередь нужно начинать с семьи, с внутрисемейных отношений и школа должна оказывать психолого-педагогическую помощь в данном направлении.

Отсюда следует несколько выводов:

1. Школа обязана содействовать развитию семьи.

2. Планируемое воздействие должно включать как традиционные, так и инновационные формы и методы.

3. Цель работы – гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья обучающегося, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности.

В основу учебно-воспитательного процесса школы заложены следующие принципы:

– гуманизация образования, предполагающее индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса.

? демократизация управления школой и взаимоотношений учителя и ученического коллектива.

? преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащения.

Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей является подарки, которые отнюдь не укрепляют семью.

Среди обучающихся 11 классов был задан вопрос:

«Что такое семья для вас?»

В опросе участвовало 50 человек.

63% отметили, что семья для них – это любовь к друг другу;

25% отметили, что главный критерий существования семьи является взаимопонимание;

12% опрошенных определили, что главным в существовании семьи является уважение друг к другу.

Основные понятия, на которое обращают особое внимание в своей работе педагоги нашей школы:

– семейный уклад и традиции семьи;

– авторитет отца и матери;

– духовное общение в семье;

– взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших;

– отношения к старикам и больным;

– защищенность ребенка в семье.

В основе всей воспитательной работы находятся традиционные дела, участие в которых способствует формированию культуры взаимоотношений между старшими и младшими, мальчиками и девочками, в школьном коллективе налаживается атмосфера добра, взаимопонимания.

Такими традиционными делами являются: осенины, осенние балы, концерт посвященный Дню учителя, декада правовых знаний, день Матери, Новый год, турслет, семейные гостиные, спортивные праздник «Папа, мама, я» и т.д.

В школе работают 14 объединений дополнительного образования, где ребята учатся общению друг с другом, приобретают практические трудовые навыки, которые будут им необходимы в будущей семейной жизни.

В 2004 г . В городском конкурсе «Турнир будущего семьи» -1 место.

Таким образом из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Хотя не введен курс «Этика и психология семейной жизни», вопросу формирования культуры семейных отношений, воспитанию будущего семьянина в нашей школе уделяется больное внимание в организации совместного досуга детей и родителей, психолого-педагогическое просвещении родителей, на уроках и во внеурочное время, на традиционных школьных мероприятиях. Так как по справедливости можно сказать, что именно семья дает универсальный опыт человеческого общения.

Источники:
Культура семейных отношений 1
Культура семейных отношений Культура семейных отношений Для того, чтобы отношения в семье были счастливыми, радостными, необходима определенная культура. В этой статье мы рассмотрим культуру
http://lavkachudec.ru/publ/mir_zhenshhiny/kultura_semejnykh_otnoshenij/10-1-0-158
Культура семейных отношений и ее формирование
Часто ли мы задумываемся о том, что такое семья? Наверное, не очень часто, но если нужна помощи и поддержка, то куда мы в первую очередь обращаемся? К семье и к друзьям. А как же иначе, ведь если в се…
http://beregudom.ru/semejnye-otnosheniya/kultura-semejnyx-otnoshenij-i-ee-formirovanie
Сайт заместителя директора по УВР –
Сайт заместителя директора по УВР Формирование культуры семейных отношений зам.директора по УВР, Семья – один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ) Семья – основанная на браке
http://zavuch-school.ucoz.ru/load/iz_opyta_raboty/formirovanie_kultury_semejnykh_otnoshenij/1-1-0-6

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LoveWithYou